03 июля 2018      247      2

Владимирская икона Божией Матери

3 июня, 6 июля и 8 сентября (по новому стилю) Православная Церковь прославляет чудотворную икону Богоматери Владимирской. Это, без сомнения, один из самых известных образов Пречистой Девы, горячо любимый всеми православными вот уже 10 веков!!!

Владимирская икона Богородицы — 1000 лет с нами!

Существует предание, что этот образ Царицы Небесной написан апостолом Лукой на доске стола, за которым в земной жизни Христос обедал вместе со Своей Пречистой Матерью и Иосифом Обручником. И, будто, Дева Мария, увидев изображение, произнесла:

От­ныне убла­жат Ме­ня все ро­ды. Бла­го­дать Рожд­ше­го­ся от Ме­ня и Моя с этой ико­ной да бу­дет!

Исторически время создания образа безоговорочно определяется началом XII века. Но совершенно ясно, что, постигая красоту, глубину и многозначность иконы, молящиеся чувствовали необходимость освятить ее появление в мире особым событиями. Действительно Богоматерь Владимирская уникальна — поэтому духовная и искусствоведческая версии ее происхождения дополняют друг друга, без противоречия.

Итак, образ был создан в Константинополе, а затем привезен в пределы Киевской Руси. По месту первоначального пребывания, икону называли Вышегородской. Отсюда ее тайно вывез святой благоверный князь Андрей Боголюбский. Он задумал глобальные перемены: перенести великокняжеский престол во Владимиро-Суздальское княжество, сосредоточив именно там, вдали от беспокойной степи, политическую и духовную жизнь. Всегда полагаясь на помощь Божию и заступничество Богородицы, князь мог пуститься в путь только вместе со святыней. Скажем даже более: Царица Небесная путешествовала по Руси, а князь Андрей сопровождал Ее. В дороге он сподобился видения Пресвятой Богородицы, благодаря чему была написана другая чудотворная икона — Божией Матери Боголюбской.

Начав укреплять и украшать город Владимир, Андрей Боголюбский возвел Успенский собор, где поместили образ. С тех пор икона получила свое имя, ныне известное во всем мире: Владимирская. Поверхность образа была украшена золотым окладом с драгоценными каменьями. Святыня источала благодать, чудотворила, слава о ней распространилась по всем русским землям.

В конце XIV века Тамерлан пошел на Москву. Княжество не было готово к обороне. Василий Димитриевич (сын Димитрия Донского) спешно собирал войско в Коломне, но ожидания были самыми трагическими. Все надежды обратились к Небесной Заступнице русской земли. Чудотворный образ Владимирской Божией Матери во главе крестного хода двинулся из Владимира в Москву. 26 августа (по старому стилю) москвичи встретили святыню на Кучковом поле (здесь в честь встречи — «сретенья» — был построен Сретенский монастырь и пролегла улица Сретенка). В тот же самый день Тамерлан внезапно развернул свое войско и ушел обратно в Орду. Предание гласит, что Богородица явилась завоевателю во сне и повелела оставить русские земли. Ныне это чудесное избавление празднуется 8 сентября (новый стиль).

С этого времени начинается так называемый «московский период» бытования святыни. Образ Богородицы Владимирской разместили в Успенском соборе Кремля. 

На протяжении всего XV века москвичи, осаждаемые ордынскими ханами, прибегали к заступничеству Божией Матери, молясь пред Ее Владимирской иконой. В праздничном календаре Православной Церкви отмечены также даты:

  • 3 июня, когда торжествуют избавление Москвы от хана Мехмет-Гирея в 1521 году;
  • 6 июля, когда воспоминается «стояние на реке Угре» 1480 года, фактически, положившее конец татаро-монгольскому игу. 

И после отступления врагов Владимирский образ Пресвятой Богородицы занимал важнейшее место в истории России. Перед иконой помазывали на царство государей, получали посвящение святые Первоиерархи Русской Церкви:

  • святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси (поставлен в 1448 году);
  • святитель Иов, первый в истории Святейший Патриарх Московский и всея Руси (интронизация 1589 год) ;
  • святитель Тихон, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, избранный впервые, после Синодального периода, в 1917 году.

Господь знает имена миллионов простых верующих, которые в минуты скорби и радости, опасности и торжества обращались с молитвой к любимой всеми иконе. Бесчисленные поколения православных прошли перед кротким и сосредоточенным взором Божией Матери, проделавшей путь из столицы Византии в столицу России. Она с нами уже 1000 лет!

Сегодня образ находится в храме свт. Николая в Толмачах, приписанном к Государственной Третьяковской Галерее. Так был найден компромисс государственного контроля над бесценным сокровищем и достойного почитания святыни.

Иконография образа Богородицы Владимирской

Икона Божией Матери признана одной из вершин византийского искусства. Она относится к Комниновскому периоду, охватывающему XI — XII века. В это время возродился интерес к внешней красоте, воспетой античностью. Но также искусством был накоплен богатый опыт отображения духовного мира. В результате появился стиль, исполненный гармонии внешней и внутренней. 

Иконописцы пишут легкие удлиненные фигуры, изысканные лица с тонкими чертами. Композиция ритмична и легка. Изображение наносится невидимыми мазками прозрачных красок. Они наслаиваются друг на друга, проявляя объем, лишенный резких контуров. Свет разлит во всей иконе, без четких бликов — это внутреннее сияние образа. По словам искусствоведов, на таких иконах мы видим особенных людей в особенном состоянии.

И эту особость — совершенство! — удалось передать автору образа Богоматери Владимирской. Лики Пречистой Девы и Младенца Христа сохранились в первозданном виде (другие части иконы подвергались позднейшему поновлению). Написаны они по-разному.

Красивое лицо Богородицы — более темное, словно его покрывает тень печали, предощущения страданий Ее Сына. Губы плотно сжаты — Матерь Божия смиренно молчит, раз и навсегда приняв волю Божию («се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» Лк. 1:38). Но Ее прекрасные глаза широко распахнуты и полны скорби. Как мы понимаем, печалится Царица Небесная и о судьбах всего мира, и о доле каждого человека. Всякий, кто смотрит на Нее, вступает в безмолвный диалог с Богородицей — такое общение может стать сокровенной молитвой, наполняющей душу благодатью.

Лик Христа — более яркий и светлый. Он нежен и исполнен любви. Сын ласкает и утешает Мать, прижимаясь щекой к Ее щеке. Такой тип иконографии называют «Елеуса» — «Милостивая» или «Умиление«. Это момент трогательной близости Матери и Младенца: Она прижимает Его к Себе, Он обнимает Ее. Особенность Владимирской иконы в том, что левая ножка Спасителя повернута к нам пяточкой. 

Никакие слова не способны передать впечатления, которое оставляет Владимирский образ Божией Матери. Эта икона по-настоящему красива, искусно написана, но главное в ней открывается только духовному взору. Сознание не вмещает бесконечности любви, смирения, самоотвержения, понимания, приятия, сосредоточенных в образе Богородицы с Младенцем. Но душа трепещет перед непостижимостью Горнего мира, явленного в чудесной иконе.

Есть у Владимирского образа Божией Матери еще одна особенность: на ее обороте изображен Престол, уготованный Спасителю во Втором Его Пришествии. Над Престолом расположены Орудия Страстей Христовых. Они, до скончания мира, замещают Царя, Грядущего судить живых и мертвых. В XII веке часто писали двусторонние иконы. С ними часто совершали крестные ходы. Позже к образу добавили широкие поля, драгоценный оклад — он стал исключительно тяжелым для перемещения. Так оборотная сторона оказалась скрытой от молящихся. Но суровый символ неотвратимости навсегда, неразрывно связан с теплой нежностью ласки Матери и Младенца. 

Обсуждение: 2 комментария
  1. Зеркало:

    Очень интересно! Так тепло от прочитанного, как будто к иконе прикоснулась. Спасибо!

    Ответить
    1. sobor:

      Спасибо Вам за комментарий!

      Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Собор св. Александра Невского в Твери · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru

Яндекс.Метрика