29 июня 2018      431      2

Святитель Иов

2 июля Православная Церковь чтит память первого Патриарха Московского и всея Руси Иова. Для нас этот день особо важен, ведь святитель является покровителем Старицкого Свято-Успенского монастыря, подворьем которого стал возрожденный собор св. Александра Невского в Твери.

Будущий Предстоятель Русской Православной Церкви родился в Старице (в первой трети XVI века), начал подвижнический путь в Старицкой обители. Там же он мирно отошел ко Господу (в 1607 году). Но, конечно, его нужно назвать сыном всей русской земли — выдающимся и незаурядным. Недаром Господь привел именно святителя Иова на Московскую мирополичью кафедру и сподобил принять сан первого Патриарха.

Личность святителя Иова

С юности Иоанн, принявший в монашестве имя Иов, привлекал и располагал к себе людей, слыл примером благочестия. Нрав его был мягок и ровен — современники не упоминают случаев раздражения или гнева. Начав обучение, отрок вскоре выказал большие способности. В то время было принято заучивать наизусть многие тексты, целые книги, но свт. Иов превосходил большинство священников, совершая по памяти самые сложные и пространные богослужения. Кроме того, он красиво читал и пел, что вызывало умиление слушающих.

Став на рубеже 60 — 70х годов XVI века настоятелем Старицкого монастыря, Иов привлек своими способностями внимание Иоанна Грозного. Он был возведен в сан архимандрита и призван в Москву (сначала в Симонов, а потом в Новоспасский монастырь), позже получил епископское достоинство и, наконец, (уже при царе Федоре Иоанновиче и правлении Бориса Годунова) стал митрополитом Московским (1586 год). Даже столь краткое изложение судьбы первого Патриарха говорит нам о его большой мудрости и таланте к руководству Церковью.

Каждый, хоть мало мальски знакомый с историей Российского Государства XVI века, понимает, насколько сложным был этот период. Русь росла, присоединяя к себе бескрайние Поволжские и Сибирские земли, укреплялось ее политическое значение в мире — из экзотической «Московии» наша страна превращалась в заметную силу, влиявшую на дела Запада и Востока. Предстоятель решал множество задач: проповедь Православия вновь присоединенным народам, организация правильной церковной жизни и управления на разраставшейся территории России.

Политическая жизнь в государстве была сверхнапряженной (со смертью бездетного Федора Иоанновича прервалась династия Рюриковичей; фигура Годунова вызывала мощное сопротивление; а после начались страшные времена Смуты) — в такой обстановке свт. Иов умело вел корабль Русской Церкви, избегая крушений и бурь, утверждая Ее достоинство.

Некоторые авторы (особенно, конечно, советские) говорят о слабости характера Московского Первосвятителя, подозревают, что он находился в полной зависимости от воли Грозного, а затем — Годунова. Но такие мнения скорее обусловлены неприятием к Церкви в целом, чем объективным взглядом на личность и деятельность свт. Иова.

По плодам их узнаете их

Мф. 7:16

В данном случае ценность плода невозможно переоценить: установление в России Патриаршества, закрепившее автокефалию и роль Русской Церкви, как хранительницы Православия, переданного Ей Византией. И даже то, что политически этот вопрос решал Борис Годунов — не умаляет роли святителя Иова. Ведь архипастырь и должен стоять вне придворных интриг, быть погружен в литургическую жизнь и молитву! 

События последних лет жизни первого Патриарха открывают перед нами его несгибаемую приверженность правде. Святитель не принял явившегося в столицу Лжедмитрия, не признал его наследником Рюриковичей. Он открыто и прямо обличал самозванца. За это на старца напали прямо во время Божественной литургии, избили его, сорвали облачения, а потом — сослали в Старицкий монастырь. Здесь его приказано было содержать, как в тюрьме (наместник не исполнил воли лжецаря и окружил святителя соответствующими сану и возрасту почетом и заботой!).

В Москве «назначили» на место Иова другого, но это не имело никакого законного смысла. Непреклонный святитель дожил в родной обители до свержения самозванца и был с честью призван обратно на престол, однако уже не мог служить (ослеп) и, после краткого посещения столицы, вернулся на покой в Старицу.

Можно ли назвать безвольной марионеткой человека, не побоявшегося в старости и немощи принять озлобление, поношение, побои, гонение?! — Очевидно, что свт. Иов обладал прямотой и смелостью истинного христианского подвижника. А его незаурядная личность позволила много и плодотворно послужить родной стране и Церкви.

Поставление первым Патриархом Московским и всея Руси свт. Иова — Промысел Божий. И он всей своей жизнью доказал соответствие столь высокой роли. Подготовка его причисления к лику святых началась спустя полвека, после кончины. Нужно отметить, что Романовы, горячо не любившие Годунова, были вполне согласны с необходимостью канонизировать святителя. Это еще раз подтверждает его самостоятельность и показывает уважение, которое он заслужил у современников. Но, из-за отмены при Петре I Патриаршества, этот вопрос не мог быть решен. И лишь в год 400-летия интронизации первого Патриарха (1989) он был  по праву причислен к лику святых Русской Церкви.

 

Обсуждение: 2 комментария
  1. Татьяна К:

    Времена перемен самые сложные, остаться непреклонным в таком возрасте … Удивительная судьба. Спасибо, мне очень нравятся такие просветительные статьи. Хоть церковным человеком меня не назвать, с удовольствием слежу за публикациями.

    Ответить
    1. sobor:

      Спасибо, Татьяна! Ради таких заинтересованных читателей мы и создали сайт!

      Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Собор св. Александра Невского в Твери · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru
Лучший хостинг

Яндекс.Метрика