26 апреля 2018      336      0

Беседа Господа с самарянкой

В неделю пятую по Пасхе Православная Церковь особо вспоминает фрагмент из святого Евангелия от Иоанна (4:5 — 42) — о самаряныне (или о самарянке): Перечитаем его и мы:

5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
30 Они вышли из города и пошли к Нему.
31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.
32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
41 И еще большее число уверовали по Его слову.
42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Невероятная собеседница Христа

Читая в Евангелии о важных встречах Сына Божия, тех, на кого было обращено Его внимание, мы не перестаем удивляться. Еще более немыслимым казалось такое поведение современникам Господа. Бесноватые, нищие и калеки, мытари, блудницы, разбойник… Самаряне для иудеев того времени были настолько нечисты и враждебны, что их поселения обычно обходили стороной. Более того: любая вещь, на которую подала тень самарянина — осквернялась. Разговор с посторонней женщиной, также, был недопустим. И во сто крат более, если ее репутация подвергалась общественному порицанию. Но Иисус, прекрасно понимая все это, прямо обращается к самарянке, образ жизни которой заставляет ее приходить к колодцу в самое пекло, дабы не встретиться там с добропорядочными горожанками!

И Господь не просто беседует с женщиной по имени Фотина, с самарянкой, распутницей, а прямо открывает ей Себя, говоря, что Он и есть Мессия, то есть Христос. Он отвечает на важнейший вопрос, как поклоняться Богу: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.»  Здесь Сын Божий говорит и о Себе, и о Святом Духе, Который сеет в душах верующих зерно, произрастающее (при нашем усилии) плодом в жизнь вечную. 

Иисус снова и снова преодолевает оковы и рамки человеческих мнений. Он Сам начинает разговор с той, которая была презираема всеми: иудеями и самарянами (за блуд), мужчинами и женщинами. С той, которая не имела ни малейшего шанса услышать поучения о Боге, о вере. Она сразу же отправляется к своим соплеменникам, чтобы и они встретились со Христом. Господь пробыл в городе Сихарь два дня и многие уверовали, что Он и есть Спаситель миру. Сама же Фотина в дальнейшем пострадала за веру и приобрела венец святой мученицы.

Из этой истории можно и нужно вынести множество важных уроков. И один из них: крепкая надежда и уверение в том, что Господь подает спасение и самым заблудшим. Здесь невозможно не вспомнить притчу о том, как пастух оставляет 99 овец в пустыне, чтобы найти одну (Мф. 18:12 — 13):

и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.

Бесспорно, Фотина «нашлась» — они привела к вере своих ближних и до мученического конца сохранила в душе источник воды, текущей в жизнь вечную.

Размышляя об этом, нам нужно, в первую очередь, поставить себя на место самарянки и задаться вопросом: «Способен ли я принять Благую Весть со столь же открытым сердцем? привести ко Господу других людей?» Причем, не уговаривать их самостоятельно, а простодушно пригласить: «Пойдите, посмотрите!», — и радоваться, когда они уверуют не по нашим речам, но сами услышат и узнают.

А еще постараемся смотреть на мир, как показывает нам Господь: без шор приличия и общественного мнения. Чтобы увидеть живую страждущую душу и в том, от кого мы с презрением отворачиваемся, заочно судим и осуждаем. Тут, конечно, требуется рассудительность: нельзя брать на себя подвиг, который мы не в силах понести. И свои силы нужно точно рассчитывать, не обольщаться и не брать «повышенные обязательства». Но проявить милость, помочь человеку в тяжелой ситуации — на это способен каждый. Помните, что и молитва за ближнего — дорогого стоит. 

колодец Иакова в начале XX века и сейчас

 

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Собор св. Александра Невского в Твери · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru
Лучший хостинг

Яндекс.Метрика