05 июля 2018      362      3

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; 

Так Сам Господь говорит о Своем Предтече (Мф. 11:11). Святой Иоанн олицетворяет последнего Ветхозаветного пророка и первого Новозаветного подвижника. Его рождество Православная Церковь прославляет 7 июля.

Во славу Божию

Бездетность стала для праведных Захарии и Елисавет тяжким испытанием. Иудейское общество однозначно считало отсутствие детей следствием греха. И, хотя Захария служил священником, жизнь супругов была безупречна и никто не знал за ними никакой вины, они глубоко переживали свой «позор», много лет умоляя Бога дать им ребенка.

В Священном Евангелии от Луки (9:2 — 3), в притче об исцелении слепорожденного, есть такой момент:

Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

Эти слова напоминают нам, насколько неверным может быть человеческое мнение, насколько скор и неправеден наш суд о ближнем. Так и для Захарии и Елисавет Создатель приготовил совершенно особое благословение, которое до времени казалось окружающим и им самим — наказанием.

Однажды, во время богослужения, Захарии явился Архангел Гавриил. Вестник Господень сообщил, что Елисавета родит сына, которого следует назвать Иоанном. Известие потрясло праведника: он не поверил, что они с женой в старости могут стать родителями. Также против правил было называть сына именем, которого не носил никто в роду. В ответ Архангел запечатал уста Захарии — он не произнес не слова, пока не исполнилось все, назначенное свыше.

Некоторое время спустя Елисавет забеременела, но пять месяцев скрывала свое положение от людей. Пресвятая Дева Мария была ее родственницей. Получив Благую Весть и прияв во чрево Спасителя, Она пришла к Елисавет (Лк. 1:41 — 45):

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, 
и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. 

Так произошла первая встреча Иоанна со Христом.

Когда Елисавет родила сына, Захарию спросили, как он нарекает наследника. Отец все еще не мог говорить, поэтому написал имя «Иоанн». Окружающие были весьма озадачены явным нарушением традиций и обратились с вопросом к матери. Но Елисавет подтвердила слова мужа. Так появился на свет Иоанн, которому было уготовано стать Предтечей и Крестителем Господним.

Живая совесть

Вскоре после разговора с волхвами, шедшими приветствовать Новорожденного Христа, царь Ирод повелел разыскать и убить всех иудейских младенцев. Особые подозрения вызывал сын священника, родившийся при весьма чудесных обстоятельствах. Елисавет с маленьким Иоанном скрылись в пустыне, а Захария продолжал служить. Отец Иоанна принял смерть прямо у жертвенника, не раскрыв места, где прятались его жена с сыном.

С детства Иоанн вел аскетическую жизнь, не был пристрастен ни к чему земному, искал только правды и исполнения воли Божией. В 30 лет он начал проповедь покаяния, взывая к совести каждого: и простых людей, и власть предержащих. Тех, кто приходил к нему с покаянием, Иоанн погружал в струи Иордана, омывая от греха. Однажды к нему на берег реки пришел и Сам Спаситель… Так совершились Крещение Господне и Богоявление.

Проповедь Иоанна стала важным событием для всего Израиля. Народ видел в нем Пророка, безупречного человека, который единственный имел право обличать чужие преступления. Он был, действительно, уникален, поднявшись на ту нравственную высоту, которой только может достичь человек, ведомый истинной верой. Но мы знаем и продолжение фразы, сказанной Христом об Иоанне (Мф. 11:11):

но меньший в Царстве Небесном больше его. 

Почему так? — Дело в том, что усилий одного человека всегда недостаточно. И только Благодать Божия, подаваемая Духом Святым, делает нас совершенными.

Здесь нам открывается соотношение Ветхого Завета и Нового, в Котором Промысел Создателя о человеке раскрылся во всей полноте. Иоанн не слышал проповеди Христа, но он знал о Пришествии Спасителя и готовил Ему путь. Предтеча старался очистить совесть людей, чтобы те оказались способны услышать и воспринять Благую Весть, спастись и достигнуть Небесного Царствия.

Обсуждение: 3 комментария
  1. Зеркало:

    Спасибо. Почитаешь такое и еще глубже понимаешь слова Господа нашего: просто доверяй мне!

    Ответить
    1. sobor:

      …и такое доверие возможно только при условии любви!

      Ответить
  2. Богослов1:

    Крещением Христа увенчалась проповедь Иоанна Предтечи. Ему предстояла мученическая смерть. Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого (который после Рождества Христова приказал убить всех вифлеемских младенцев) заключил пророка в темницу за то, что тот обличал его преступном браке с Иродиадой. На пиру в честь дня рождения дочь Иродиады Саломея танцевала для Ирода, и в награду за танец мать подговорила ее попросить у царя смерти пророка. Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде. В память об этом установлен церковный праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи.

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Собор св. Александра Невского в Твери · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru
Лучший хостинг

Яндекс.Метрика