05 октября 2018      239      0

Преставление прп. Сергия Радонежского и его наследие

Основные вехи земного пути преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея Руси чудотворца, известны почти всем. И на фоне столь безусловного и всеобщего почитания иногда размывается понимание, какую удивительную роль сыграл этот подвижник в судьбе Православия в России. Постараемся прояснить этот вопрос.

Пустынник в пустыне

Известно, что монахов часто называют «пустынножителями», «пустынниками», а место их подвига — «пустынью». Именно к такому уединению с юности стремился и благочестивый Варфоломей, вскоре принявший постриг с именем Сергий. Он очень тщательно выбирал место для своей кельи — подальше от мирской суеты, наедине с Пресвятой Троицей. 

Но и вся Русская земля в XIV веке в определенном смысле могла называться пустыней: иноческая жизнь находилась в упадке. Многие обители были разорены татаро-монгольскими набегами, монахи убиты или рассеяны.

Сегодня иногда можно услышать мнение, будто захватчики вполне лояльно относились к Церкви, не возбраняли духовную жизнь — но это опасное заблуждение. Действительно, нападавших по большому счету не интересовал «Бог русских», их занимала только нажива: награбить, как можно больше сейчас и получать большую дань в будущем. Также их интересовали пленники-рабы: уводили детей, женщин, мужчин… Всех, кто оказывал сопротивление — убивали. В такой ситуации ни о какой лояльности или, тем более, поддержке духовной жизни речи быть не может.

Жительство в монастыре, особенно, с молодости представлялось большинству русских людей чем-то странным, тяжелым и, в общем-то, необязательным. Благочестивые люди уходили в обитель в старости на покой (подобным образом поступили и родители прп. Сергия), зачастую постриг принимали непосредственно перед смертью. В монастырях нередко жили, кому как придется, с собственным имуществом и по своим представлениям. 

И вот в такой обстановке порыв и неустанное подвижничество преподобного стало настоящим светочем! Из жития мы знаем, что к нему начали стекаться люди со всей округи — почему? Что так влекло православных в лесную глушь? Кто-то хотел просто получить наставление, совет, а другие мечтали остаться и подвизаться вместе с Сергием. Люди увидели, почувствовали, что есть истинная христианская жизнь, что человек рядом с ними живет ею и стяжал большую милость Творца. 

Безмолвно удаляясь в пустыню, преподобный Сергий проповедовал. Причем, настолько внятно и ярко, что его дела увлекали и захватывали ближних и дальних.

Прошли годы. Вырос на месте уединенной кельи монастырь в честь Святой Троицы. Люди, ступившие на иноческий путь по примеру Сергия, шли далее по всей Русской земле, основывая обители по примеру своего духовного наставника. Жизнь в этих монастырях налаживалась по строгому и разумному уставу, способному возродить и воспитать духовные силы народа. По примерным подсчетам, учениками преподобного было основано около 40 обителей. Многие из них, также, стяжали святость. Потому и зовут прп. Сергия игуменом земли Русской.

Расцвет монашества и укрепление народа

XIV век стал временем, когда русский народ начал поднимать голову, чтобы освободиться от Ордынского ярма. Все силы Руси обновлялись. И в Церковной жизни назрели важные перемены. Мы помним, что св. блгв. вл. князь Димитрий Донской приезжал к прп. Сергию за советом и благословением по поводу важнейших государственных дел. Это знаменательно, что даже такой властный и волевой правитель искал поддержки у духовного старца. В сознании всех русских людей той эпохи любое действие должно было получить церковную оценку и одобрение. И здесь в помощь возрождающейся России явился великий святой, способный укрепить не только князя, но и весь народ.

Митрополит Московский Алексий и его сподвижники активно внедряли Иерусалимский общежительный устав. По этим древним правилам иноки не имели собственности, должны были трудиться. Главной добродетелью выделялось послушание. Во время служб возносились молитвы за власть предержащих, за всех христиан — торжествовали идеи единства, взаимопомощи, служения Отечеству, ближним.

И такая реформа не могла осуществиться без горячей поддержки со стороны монашества. Игумен Сергий и сам установил подобные порядки в своей обители, и приложил все силы, чтобы в других, старых и новых, монастырях тоже утвердился общежительный устав. Нередко заслугу введения Иерусалимского устава на Руси приписывают исключительно преподобному. Хотя нельзя умалять роль других иерархов Церкви, его современников — это стало делом жизни для многих подвижников.

Преставление преподобного

Проведя всю жизнь в трудах, значение и благие последствия которых трудно даже оценить, святой Сергий удостоился заранее знать о приближающейся кончине. Ему было тогда 78 лет. Он собрал братию монастыря и объявил о том, что скоро оставит их. Игумен наставлял своих духовных чад, как им жить, как хранить Православие, как спасаться. Также, он попросил не погребать свое тело в храме, а положить его рядом с другими усопшими насельниками — на общем кладбище обители.

Господь сподобил Своего угодника непостыдно и мирно почить, причастившись Святых Таин. Произошло это 25 сентября (по старому стилю) 1392 года. Смерть не исказила черт преподобного. Наоборот, его лик сиял неземной радостью и покоем. Весть о кончине игумена передали митрополиту Киприану, который дал благословение похоронить старца в церкви. Ведь для братии и будущих иноков присутствие преподобного в храме во время общей молитвы было огромным утешением. Так и поступили, вопреки воле старца. 

И действительно, некоторые иноки видели во время церковных служб преподобного Сергия, стоящего на молитве среди братии. 

Нетленные мощи Сергия Радонежского были обретены спустя 30 лет во время перестройки храма. 

По преставлении преподобный не оставил нас своей помощью и молитвами. Память народная полнится чудесами, которые он явил. И теперь их счет уже больше, чем блага, поданные им при жизни. Празднуя день праведного успения Игумена земли Русской, мы видим, что Спаситель действительно победил смерть и можем понять, как она побеждается в жизни конкретного человека — святого подвижника. Он переселился в Небесные обители, но остался со своими духовными чадами, и чадами их чад, и так до сего дня.

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Собор св. Александра Невского в Твери · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru
Лучший хостинг

Яндекс.Метрика