20 сентября 2018      1145      0

Священное Предание о Рождестве Пресвятой Богородицы

Совершенно верно утверждение, что в основе Православия лежат св. Писание и св. Предание — они взаимопроникают, поддерживая и дополняя друг друга. Ведь, например, все содержание праздника Рождества Пресвятой Богородицы мы черпаем именно из св. Предания. 

Мы уже рассказали о главных событиях, которые вспоминает Церковь 21 сентября. В этой статье речь пойдет о деталях, которые можно узнать из Протоевангелия Иакова и Книги о Рождестве Блаженной Марии, авторство которой относят к апостолу Матфею. Оба этих повествования являются апокрифами — то есть, не входят в корпус текстов св. Писания. Но их сюжеты Церковь не отвергает, так как они соответствуют догматам нашей веры и дополняют знания о событиях, не описанных в св. Евангелии.

Горе и молитвы о чаде

«Не надлежит тебе участвовать в жертвоприношениях, предлагаемых Богу, ибо не благословил тебя Бог и не дал тебе потомства в Израиле» — такие слова услышал праведный Иоаким, когда хотел сделать жертвоприношение в Иерусалимском храме. Он был очень состоятельным человеком, владельцем больших стад. Всю жизнь праведно прожил с женой Анной. Вместе они не нарушали ни единого установления Ветхого Закона, но оставались бездетными.

Сердце Иоакима не выдержало такого поношения. И он не вернулся в свой дом в Назарет, а прямо удалился в горы, вместе со своими пастухами. Здесь он пас стада и неустанно молился. Ведь все праведники Израиля оставляли наследников, даже Авраам стал отцом Исаака в преклонных годах.

Протоевангелие от Иакова говорит, что Иоаким ничего не ел и молился сорок дней. В Книге ап. Матфея говорится, что праведная Анна не получала вестей от мужа пять месяцев. Поэтому, когда Анна обращается ко Господу, она плачет и как безчадная, и как вдова. В обоих текстах есть эпизод со служанкой, которая обижает Анну — ворчит, что ей незачем прислуживать бесплодной госпоже. Причем, в Книге эти ранящие слова звучат уже после того, как Анна узнает благую весть.

Трогательную сцену описывает Иаков: в честь праздника оставленная Иоакимом супруга надевает брачные одежды и выходит в сад. Там она видит гнездо воробьев на лавре. И в этот момент ее молитва становится живой и непосредственной — во всем, на что она смотрит, ей видится плодородие, которого ее саму Бог лишил. И птицы, и звери, и вода, и земля рождают потомство, но «горе мне, кому уподобилась я?» — Ответ на рыдания Анны принес Ангел, возвестивший, что она родит удивительное дитя. Его явление и слова произвели на праведницу такое действие, что ей хватило только сил дойти до своей комнаты, где она пролежала, как мертвая, до вечера.

В это же время, по сведениям Книги, к Иоакиму явился некий юноша и спросил, почему он оставил жену. Скорбящий супруг ответил, что он не вернется домой, а все имущество раздаст бедным и вдовам, так как Бог не благословил их брак детьми. Тогда юноша, теперь представший Ангелом сказал:

Знай о твоей жене, что она зачнет Дочь, которая пребудет в храме Бога, и Дух Святой почиет на Ней, и благословение Ее будет на всех святых женах; ибо никто не сможет сказать, что была раньше подобная Ей. И не будет в последующих веках никакой другой, подобной Ей, и отрасль Ее будет благословенна, и Сама Она будет благословенна и станет Матерью вечной благодати. Спустись же с горы и возвратись к жене своей, и возблагодарите оба Бога Всемогущего.

Иоаким предложил Ангелу отдохнуть в шатре, отведать угощений. Но Ангел велел принести жертву всесожжения Господу. В дыме этой жертвы (белого ягненка без изъяна) он вознесся на Небо. А Иоаким остался настолько потрясенным произошедшим, что лежал ниц до вечера, пока не вернулись его пастухи. Праведник был в смятении и не знал, как и когда возвратиться домой. Наконец, было решено идти медленно, чтобы стада могли пастись по дороге. Такой путь занял месяц.

Незадолго до возвращения Иоакима, небесный вестник предупредил Анну, что пора встречать мужа. Их встреча и объятия часто можно видеть и на иконах Рождества Богородицы, и в качестве самостоятельного иконографического сюжета. 

После зачатия Иоаким и Анна переехали в Иерусалим, где и появилась на свет Пресвятая Дева.

Рождество и первые три года жизни Девы Марии

Все родственники, все, кто знал праведных супругов, очень обрадовались вести о беременности Анны. Иоаким приносил жертвы, одаривал священников и народ. По истечении девяти месяцев Анна родила Дочь.

В Книге ап. Матфея говорится, что св. Анна еще давно дала обет посвятить свое Чадо Богу. По другим версиям, такое обещание супруги дают вместе, после разлуки.

Когда Марии исполнилось шесть месяцев, то мать поставила ее на ножки. Девочка прошла семь шагов и вернулась к Анне. После этого мать воскликнула: «жив Господь Бог мой, ты не будешь ходить по сей земле, доколе я не введу тебя в храм Господень!» Поэтому иногда говорят, что Пресвятая Богородица не ходила до момента Ее введения во храм. Для Нее были устроены специальные покои, куда не попадало ничто нечистое, мирское. В няни для Девочки брали только самых достойных и непорочных девушек.

На первый год жизни Марии Ее отец устроил пышный пир, куда «созвал священников, книжников и старейшин и весь народ Израильский». Вся семья получила множество благословений. Конечно, Иоакиму хотелось, чтобы и священник, изгнавший его из Иерусалимского храма, теперь знал, какая благодать посетила его дом.

Отец очень переживал, что надо скорее исполнить обет, данный Господу, и передать Дочь на воспитание в храм. По Протоевангелию, он впервые заговорил об этом, когда Марии исполнилось два года. Но Анна боялась, что такая малышка будет тосковать по родителям и искать их. Она кормила Марию грудью до трех лет. И, по наступлению этого возраста, праведные супруги с невероятными почестями отвели свое Дитя во храм. Это событие составляет смысл отдельного церковного праздника.

 

 

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Собор св. Александра Невского в Твери · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru
Лучший хостинг

Яндекс.Метрика