26 марта 2018      219      0

Воскрешение праведного Лазаря

Историю воскрешения праведного Лазаря поведал нам святой апостол-евангелист Иоанн (11:1 — 44). Важность и глубина этого события настолько велики, что его воспоминанию посвящена суббота 6 седмицы Великого поста (седмицы ваий). Но, конечно, православный человек должен всегда держать в памяти это свидетельство безграничной любви и помощи Божией, полагаться на него в трудные моменты жизни, подкреплять им свою веру.

Евангелие от Иоанна глава 11 стихи с 1 по 44:

1 Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.

2 Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.

3 Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.

4 Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.

5 Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.

6 Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.

7 После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.

8 Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?

9 Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;

10 а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.

11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.

12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.

13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.

14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;

15 и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.

16 Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.

17 Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.

18 Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;

19 и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их.

20 Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.

21 Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

22 Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.

23 Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.

24 Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.

25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.

26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?

27 Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.

28 Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.

29 Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.

30 Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.

31 Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб – плакать там.

32 Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

33 Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился

34 и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.

35 Иисус прослезился.

36 Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.

37 А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?

38 Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.

39 Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.

40 Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?

41 Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.

42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.

43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.

44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.

Почему и как воскрес Лазарь?

Любовь Божия к людям

Ответ на вопрос, почему воскрес Лазарь, мы получаем в первых стихах этой истории: «Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря» (Ин. 11:5) — И это была взаимная деятельная любовь.

Именно так Спаситель смотрит на каждого из нас, в неизбывном стремлении помочь, избавить от боли и страдания. В чем же может быть отличие? — В нашем отношении к Богу. В недостатке нашей любви, веры и доверия Ему. Конечно, ни Марфа, ни Мария, никто из собравшихся не ожидали увидеть немыслимое чудо восстания из гроба четырехдневного. Ведь «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» (Ин. 11:4) Но они ничуть не сомневались, что Господь в силах спасти Лазаря: «Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин. 11:32) 

Воскрешение — физическое и духовное

В 11 и 12 членах Символа Веры мы поем: «Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь» — Это значит, что каждый православный ожидает всеобщего воскрешения с надеждой на вечную жизнь в Царствии Божием. Но нужно думать и о своем существовании в веке нынешнем. Удаляясь от Бога человек умирает, и сначала заболевает, страдает, гибнет наша душа. 

Ощущая Богооставленность, надо вспомнить историю воскрешения праведного Лазаря и обратиться к Спасителю, как это сделали Марфа и Мария. Необходимо действовать:  проявить свое желание, свою волю. Ведь Творец никогда не нарушает нашей свободы, но всегда стоит у дверей человеческой души, ожидая, что мы их распахнем и призовем Его.

Господь обращается к Марфе: «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» (Ин. 11:25 — 26) — Этот вопрос адресован и каждому из нас, лично. На него мы должны отвечать постоянно, укрепляя и углубляя свою веру.

Христос — Сын Божий и Сын Человеческий

История воскрешения праведного Лазаря — пример, ясно являющий соединение Бога и Человека во Христе. Очевидно, что Иисус знает о болезни и о смерти Лазаря и без обращения его сестер. В то же время, Он страдает и печалится о Своем друге, как каждый из нас — Господь плачет и скорбит (Ин. 11:35, 38). Он молится, как человек, обращаясь к Творцу: «Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.» (Ин. 11:41 — 42) А потом вызывает Лазаря из гроба Своим словом — будучи Богом. 

Слушая канон св. Андрея Критского, поющийся на Великом Повечерии в Лазареву субботу, мы снова и снова находим подтверждения Богочеловечества Христа. Например: «Прослезился еси Господи, над Лазарем, показуя воплощение смотрения Твоего, и яко естеством Бог сый, естеством по нам был еси Человек. Марфины слезы и Мариины утолил еси Господи, из мертвых Лазаря воскресив Спасе, и показав одухновленна мертваго властию Твоею. Законом естества человеча вопросил еси Владыко: где положен бысть Лазарь? Показуя всем Спасе, истинное еже к нам смотрение Твое.» (песнь 1)

Эта часть святого Евангелия всегда кажется «странной» и «нелогичной» тем, кто не верит что Сын Божий явился спасти нас, родившись Человеком. Только знание о двух природах, соединившихся во Христе: «Неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно» (орос IV Вселенского Собора) — позволяет нам понять произошедшее в Вифании.

Размышляя о воскрешении Лазаря

Сказанное выше — примеры размышлений о чуде воскрешения праведного Лазаря. Как и в любом фрагменте святого Евангелия здесь заключена бесконечность смыслов, образов, сюжетов, чувств, в которых, как в капле, отражается Вселенная Православия. Поэтому так важно постоянно читать Священное Писание, открывая для себя все новые и новые его грани — в этом, как и в церковной жизни, в участии в Таинствах, совершается наше движение ко Христу.

Существует и множество прекрасных глубоких толкований на эту историю. Вот что говорит нам святитель Феофан Затворник в своих «Мыслях на каждый день года»:

У кого есть Марфа трудолюбивая — всестороннее доброделание, и Мария, сидящая при ногах Иисусовых, — внимательное и теплое ко Господу обращение всем сердцем, к тому Сам приидет Господь, и воскресит Лазаря его — дух, и разрешит его от всех уз душевно-телесности. Тогда начнется у него истинно новая жизнь, в теле безтелесная и на земле неземная. Это будет истинное воскресение в духе прежде будущего воскресения и с телом.

А вот фрагмент проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА:

Сегодняшнее повествование о воскрешении Лазаря — это соприкосновение с тем Царством Божиим, которому не будет конца. Господь Иисус Христос Божественной силой воскрешает мертвеца, наводя ужас на всех присутствующих, потому что тот уже три-четыре дня пробыл в гробовой пещере — и вышел по зову Спасителя, обвитый саваном, погребальными пеленами (см. Ин. 11, 1–45). От них, наверное, плохо пахло, они уже слиплись. Это было страшное зрелище, и Господь говорит: «развяжите его». Наверное, Он торопил людей — нужно было положить конец этой картине разложения и гибели человека и явить иную картину, иной образ — образ Божественного царства. И в личности воскресшего Лазаря Царство Божие врывается в человеческий мир, его созерцают сотни людей — ведь именно поэтому такое огромное количество людей, потрясенных воскресением Лазаря, встречали Спасителя, когда Он восходил в Иерусалим

 

 

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Собор св. Александра Невского в Твери · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru

Яндекс.Метрика