Публикации

26.01.2021

Воскресная встреча Клуба молодой семьи.

В воскресный вечер, 24 января, участники клуба молодой семьи собрались в лекционном зале собора Александра Невского, чтобы обсудить различия сожительства и брака.

Специальным гостем вечера стал председатель канонической комиссии Тверской епархии протоиерей Димитрий Курдюков.

Батюшка рассказал о Церковном браке, его канонических аспектах и таинстве брака, а также обозначил основные отличия гражданского и Церковного брака.

В чем особенность церковного брака? Церковный союз двух любящих сердец — это освященный союз Святым Духом. Брак, по христианскому взгляду, есть великая тайна единения двух душ, в образе единения Христа с Церковью (см. Апостол, читаемый на венчании — Еф. зач. 230).

Муж и жена получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого, что достигается в христианском браке. Брак — чудо на земле. В мире, где все и всё идет вразброд, брак — место, где два человека благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются чем-то большим, чем двоица.

Рассуждая о сущности брака, участники клуба пришли к мнению, что фундаментальной основой брака является любовь. Но чтобы семейный очаг не погас под натиском повседневной жизни, его нужно укрепить терпением. Как говорят святые отцы: «Отними у любви терпение, и она, как разорённая, перестанет существовать».

Встреча получилась очень живой. Участники клуба смогли получить ответы на интересующие их вопросы о Церковном браке и таинстве брака, а также о условиях и возможных препятствиях на пути к его совершению.

Следующая встреча клуба запланирована на вечер 7 февраля.

Рабрики: Новости собора
20.01.2021

Праздничная Литургия. Крещение Господне, 2021 г.

В ночь на 19 января в соборе святого благоверного князя Александра Невского была совершена ночная Божественная Литургия и чин Великого освящения воды.
Богослужение совершил клирик собора протоиерей Сергий Бабак.

В этот день Православная Церковь вспоминает святое крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в водах Иордана.

Бог явил себя как Троица над иорданской водой: Бог Отец утверждал с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»; Сын Божий Иисус Христос — крестился в Иордане; Дух Святой сошел в виде голубя.
И воссиял от воды свет чувственный, ибо Дух Божий носился верху воды и повелел из тьмы воссиять свету.

С Праздником, Православные! 


 Фотофрагменты ночной праздничной Божественной Литургии.

Мужской хор собора под управлением Дмитрия Иванова исполняет тропарь праздника.
Тропарь, глас 1:
Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́йческое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не,/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

Рабрики: Новости собора, Фотогалерея
18.01.2021

Послание митрополита Тверского и Кашинского Амвросия по случаю праздника Богоявления

Дорогие во Христе отцы, матушки игумении, благочестивые монахи и монахини, братья и сёстры!

Поздравляю вас с праздником Крещения Господа и Спасителя нашего, пришедшего ныне на воды Иордана. Творец принимает крещение от рук Своего творения, погружается в воду, которую Сам создал, освящает сотворëнное Им Своим Божественным прикосновением, отверзает небеса, принимает свидетельство от Отца и схождение Духа в виде голубя. Сотворëнное освящено и небеса отверсты. Господь крестится от рук Иоанна Предтечи — того, кого Он Сам создал; крестится в сотворëнном Им Самим мире, чтобы и мы могли креститься в вечную жизнь с Богом.

Безгрешный Богочеловек принимает крещение вместе с грешными людьми, пришедшими получить очищение грехов. Он становится рядом с погибающими, ищущими возможности очиститься и соединиться с Богом. Он становится на сторону грешников, чтобы протянуть руку помощи, чтобы Своей любовью повести кающихся к Царствию Божиему. Всё это показывает нам, насколько нас любит Господь, ведь любить — значит быть рядом с возлюбленным и разделять его участь, его тяжести и страдания. 

Сегодня в храмах слышим мы призыв святого Иоанна Предтечи, призыв, с которого начинается проповедь Нового Завета: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф 3:2). Новый Завет начинается с предостережения людям, живущим во все времена этого Завета. То есть и к нам с вами. И предостережение это звучит так: «Бог может сделать из этих камней детей Аврааму… всякое дерево, не приносящее доброго плода, будет ввержено в огонь» (Мф 3:9–10). То есть не по названию «христианин», а по делам и плодам мы будем судимы. Не за соблюдение закона, правил, религиозных предписаний и традиций, которые с очевидностью для всех соблюдали фарисеи и саддукеи, причём соблюдали очень ревностно, а за плоды христианской жизни мы будем помилованы или отвергнуты Судиëй мира в страшный день Суда.

В сегодняшний день все мы возьмём из церкви Великую Агиасму, святую Крещенскую воду, которую по традиции будем хранить, вкушать и которой будем окроплять себя и свои жилища в течение года. Это великая святыня, к которой нужно относиться с трепетом и благоговением, употребляя её по надобности с молитвой Богу. Ибо Господь действует через святыню, видя наше расположение и состояние нашего сердца.

Передайте Крещенскую воду своим родным и близким, но особенно в больницы, тем, кто нуждается не только во врачебной помощи, но и в духовной. Люди, находящиеся сейчас в ковидных отделениях и клиниках, особенно нуждаются в нашей молитве, в слове утешения и поддержки, в освящении и прикосновении к святыне. Прошу вас и благословляю, дорогие отцы, братья и сёстры, в день Навечерия Богоявления и в праздник Крещения передать в больницы и в дома, своим родным и знакомым, да и всем болеющим — через службу передач в больницах — бутилированную Крещенскую воду. Если каждый приход, священник, монах или монахиня и благочестивый мирянин утешит через это хотя бы несколько человек, будет радость великая не только в сердцах людей, но и на Небе, в ангельском мире. 

Желаю всем нам, дорогие отцы, братья и сёстры, в этот торжественный и святой день, чтобы Христос, приходящий обновить всю тварь, обновил и наши сердца, наполнил их состраданием и любовью. Чтобы Он нас, приходящих к Нему с жаждой и покаянием, напоил водой живой, омывающей все наши грехи. 

Пусть благодать Святого Духа через благословение Агиасмой освятит всех нас и обновит весь тварный мир. Здравия вам всем и спасения! 

С благословением
Амвросий, митрополит Тверской и Кашинский,
Крещение Господне 2021 год.

Рабрики: Новости собора
16.01.2021

Крещение Господне

Приглашаем жителей и гостей города на праздничные богослужения в честь и память Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

В Крещенский сочельник, в ночь с 18 на 19 января, в соборе святого благоверного князя Александра Невского на Привокзальной площади будет совершена ночная Божественная Литургия и чин Великого освящения воды.
Начало богослужения в 23:40.

Крещенскую святую воду можно будет набрать в храме как накануне праздника, 18 января, так и в сам праздник Крещения Господня, 19 января. В целях предотвращения массового скопления народа 18 января храм будет работать без перерыва в течении всего дня и до окончания ночного богослужения с соблюдением всех санитарных предписаний.

В сам день праздника, утром 19 января также будет совершена Божественная Литургия и Великое освящение воды.
Начало богослужения в 7:40.

Рабрики: Новости собора
09.01.2021

Детский Рождественский праздник в соборе

В самый разгар святок в Воскресной школе собора святого благоверного князя Александра Невского прошел традиционный Рождественский праздник.

Воспитанники воскресной школы подготовили театрализованные представления. Самые юные «воскресники» разыграли сказку в стихах о добре и прощении «Теремок». Ребята постарше показали мини-спектакль «Бог ближе, чем ты думаешь».

Святки – время для колядки! Ученики кружка хорового пения при соборе исполнили рождественские песни и традиционные колядки.

Поддержать юных артистов и разделить радость Рождества Христова собрались прихожане, родители и друзья. Программа мероприятия была насыщенной и полностью подготовлена силами воспитанников Воскресной школы под руководством педагога Екатерины Молчановой.

Неожиданными гостями праздника стали сказочные персонажи Дед Мороз и Снегурочка, заглянувшие разделить с ребятами Радость Рождества. Было радостно и весело. Ребята вместе со сказочными персонажами, зайчиками и лисичками водили хороводы, разгадывали хитрые шарады и загадки, читали рождественские и новогодние стихи, и пили чай со сладостями.

В завершении праздника настоятель храма иерей Кирилл Алексеев поздравил всех с Рождеством Христовым, а юным участникам были вручены рождественские подарки.

Рабрики: Новости собора, Фотогалерея
07.01.2021

С Рождеством Христовым!

Дорогие братья и сестры! Спешим сердечно Вас поздравить со светлым мироспасительным праздником Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

Ныне наши сердца исполняются радости о Рождении во плоти Предвечного Сына Божия, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес».

Родившийся в Вифлееме Богочеловек Христос да благословит всех нас в наступающем новом году миром, здравием и успехом во всяком добром деле! Да принесет Он в наши дома, города и веси радость жить в согласии, любви и правде Его. 

С Праздником! 

Рабрики: Новости собора, Фотогалерея
06.01.2021

Рождественское послание митрополита Тверского и Кашинского Амвросия

Рожден от Адамова состава 
и дан верным Сын, дитя младое, 
но Он же — Отец и Властитель будущего века, 
и зовется Ангелом Великого Совета; 
Он — Бог крепкий 
и все творение держащий в Своей власти.

(канон Рождеству Христову, 
творение прп. Косьмы Маюмского, песнь 6).


Дорогие моему сердцу пастыри и диаконы, благочестивые игумены, игумении, иноки и инокини, боголюбивые миряне! С духовной радостью поздравляю вас с праздником Рождества по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа!

Милостию Божией мы вновь собрались в наших храмах и монастырях, чтобы в молитве преклонить колени своего сердца перед яслями с Богомладенцем в Вифлеемской пещере. Рождество Христово снова пришло в нашу жизнь,  несмотря на все потрясения, сомнения и страхи, которые пережил мир в году прошедшем. Бог подарил нам возможность вновь разделить друг с другом ликование о рождении Богомладенца и иметь радость общения со Христом в Таинстве Святого Причащения. Бог пришел в этот мир во плоти и даровал нам эту же Плоть и Кровь для вкушения, чтобы мы, причащаясь Ему в Таинстве Евхаристии, становились бессмертными.

Сын Божий, Божественная Ипостась, Логос Божий — воспринял человеческую природу. С этого самого времени в Нем и только в Нем Божество и человечество, природа Бога и природа человека — соединились, стали связаны друг с другом «неслиянно, нераздельно, неизменно, неразлучно». И с тех пор Божественное и человеческое объединились и имеют общение друг с другом через Ипостась Сына Божьего. Природа Бога и природа человека стали сообщаться друг с другом через воплощение Господа Иисуса Христа. Небо и земля соединились. Бог и человечество примирились.

Родившись человеком, Бог пришел не в мир благополучия, сытости и спокойствия. Он родился в мире хаоса, неустроенности и разобщенности. Старый мир уже рушился, новый еще не начал проявляться. Изменялись уклады жизни. Вселенная ждала перемен. Во многом то время можно сравнить с нашим временем, ведь мы тоже, особенно в последний год, чувствуем и понимаем, что находимся на границе чего-то нового и небывалого доселе.

В какой-то мере мы можем и прочувствовать то, что, возможно, чувствовали Дева Мария и Иосиф, отвергнутые людьми, лишенные человеческой любви, в некотором смысле отторгнутые от общества, обретшие себе место лишь среди бессловесных животных, в пещере для скота. Каждый из нас в той или иной мере ощущает отверженность и оставленность в течение жизни. Но в ушедшем году мы все смогли еще лучше понять эти состояния человеческого одиночества, социальной разобщенности и бессилия перед происходящим. 

И все-таки, несмотря на все сложности и лишения, рождественская ночь говорит нам, что Божественная благодать больше, чем любой наш страх, чем любой наш грех. Вопрос величины наших грехов решен на Кресте, ведь уже прежде рождения Господа сказал Ангел Деве Марии: «Наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1:21). А пророк Исаия, за много лет до вифлеемской ночи, сказал, что Спасителя назовут Эммануил, что значит «с нами Бог» (Ис 7:14). Бог пришел в мир, чтобы всегда быть с нами. 

С нами Бог — благовествует рождественская ночь. С нами Бог — и мы больше не одиноки. С нами Бог — в любых испытаниях, когда мы боимся, когда мы больны, разобщены, измучены проблемами и не знаем, что будет завтра. В рождественские дни мы должны вновь вспомнить и набраться уверенности в том, что Христос всегда рядом. Что Он пришел, чтобы вернуть нам надежду, искупить наши грехи, возродить веру нашу, исцелить нас и вложить в уста наши новую песнь. Песнь любви к Богу и людям. И только от нас зависит, станет ли эта песнь гимном нашей жизни.

Господь наш Иисус Христос родился, жил, пострадал, был убит, воскрес и паки жив. Он пришел в мир, чтобы забрать наше одиночество. Он пришел в мир, чтобы принести примирение, чтобы вернуть мир и радость жизни, бывшие прежде грехопадения. Он пришел в мир и оживил его. Оживил несмотря на приметы того времени, в которое Он родился. Оживляет и несмотря на устрашения дня сегодняшнего: злые новостные потоки, волнения, отчаяние, возмущения народов, убийства и насилия, войны и эпидемии. Весть Рождества Христова не меняется из-за этих обстоятельств, она по-прежнему та же, что и две с лишним тысячи лет: с нами Бог!

Память о той самой рождественской ночи учит нас нескольким вещам. Во-первых, мы должны понимать, что мир постоянно меняется и меняется далеко не всегда в лучшую сторону. Господь Сам приходит в мир на изломе, на острие истории. И нам следует морально готовить себя к тому, что и привычный нам мир изменится. Возможно, это произойдет в ближайшем будущем. Но это не страшно, потому что с нами Бог.

Господь порой посылает нам достаточно сложные жизненные моменты, чтобы, пережив их, мы стали готовы к чему-то новому. Чтобы переоткрыли себя заново и открыли себя к новой жизни во Христе. Мы должны переосмыслить свою веру, в том смысле, чтобы обратить внимание на ее величие и красоту, в то время когда мы, может быть, обращали внимание лишь на ее оболочку. 

Во-вторых, Боговоплощение — не только древнее событие, произошедшее в незапамятные времена. Это событие, которое должно происходить в сердцах каждого из нас всегда, каждый день и каждый час. И тем более в благословенные дни Рождества. У древних святых отцов есть мысль о том, что Христос должен родиться в пещере нашего сердца. И, молясь словами молитвы «Царю Небесный», мы именно этого просим. «Прииди и вселися в ны», — призываем мы Бога, Творца мира. На греческом языке этот призыв еще острее, вместо «вселися» в греческом тексте молитвы стоит «скиносон» (σκήνωσον), в русском нет такого же глагола, но буквально это можно перевести как «сотвори Свою скинию» в нас. Скиния в Израиле была местом особого присутствия Бога, единственным возможным местом встречи человека и Творца, своего рода лестницей в небо, вратами, соединяющими земное и небесное.

И вот что приносит нам Рождество Спасителя: теперь такими вратами к небу, лестницей, скинией Божественного присутствия становится не просто какое-то место на земле, но сердце каждого из нас. Место встречи с Богом отныне — во мне и в вас. Мы просим Бога, чтобы Он жил в такой скинии. И в этом смысле рождественская песнь «С нами Бог» обретает еще одно значение и новое измерение. Да, нам кажется, что наши сердечные скинии гораздо менее достойны Божественного внимания. Но ведь Он Сам решил родиться в бедной пещере вместе со скотом. Не в золоченом Иерусалимском храме или дворцах первосвященников иудейских. Он Сам хочет быть в наших сердцах. Пусть даже они и бедны, и не украшены добродетелями, убоги и холодны.

И наконец, Рождество Христово — это великий урок любви. Место встречи человека и Бога — наше сердце. Но еще у нас есть Церковь — место, где мы едины с Господом в особенном смысле. Ведь воплощение Бога в мире — не просто способ, предпринятый Богом для того, чтобы соединить Себя с человечеством. Слово стало плотью. Человеческое тело Христа исполнено Его Божеством. Как хлеб и вино, которые мы приносим Ему в дар, наполнены Его присутствием и Божеством. И мы, причащаясь Ему, соединяясь с Ним, — становимся в некотором смысле продолжением воплощенного Христа в этом мире. Ведь быть Церковью — значит быть Телом Христа. А значит — и быть продолжением Его воплощенного присутствия в мире. И быть там, где Христос был бы. Там, где страдание, скорбь, болезни, — чтобы сострадать и утешать. Там, где тьма, — чтобы быть светом. Там, где обмирщение и забвение о духовном, — чтобы возвещать тайну Бога. Там, где грех, — чтобы сражаться и преодолевать. 

«С нами Бог!» — сегодня возвещаем мы с радостью. И пусть эта радость будет продолжением нашей жизни, жизни с Богом, воплотившимся ныне в пещере Вифлеемской, повитым пеленами, согретым дыханием бессловесных тварей. Пусть радость о родившемся Спасителе мира пребудет в эти дни со всеми вами. 

С молитвой о всех вас, дорогие мои, и с благословением 
Амвросий, митрополит Тверской и Кашинский,
глава Тверской митрополии
лето от Рождества по плоти Господа Иисуса Христа 2021-е.

Рабрики: Новости собора

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас со светлым праздником Рождества Христова.

Ныне Церковь небесная и земная торжествует, радуясь пришествию в мир Господа и Спасителя нашего, возносит хвалу и благодарение Богу за Его милость и любовь к человеческому роду. С духовным трепетом вслушиваемся мы в слова песнопения: «Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите!» (ирмос канона Рождеству Христову). С благоговением и надеждой взираем на Вифлеемскую пещеру, где в убогих яслях лежит в пеленах повитый Богомладенец.

Воистину днесь свершилась «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам»(1 Тим. 3:16). Невозможно до конца проникнуть умом в тайну Боговоплощения. Невозможно в полной мере постичь, как же Тот, Кто является источником жизни для всего существующего, согревается ныне дыханием животных! Создатель Вселенной смиряет Себя, принимая образ творения! Сын Божий становится Сыном Человеческим! «Не исследуй, как это, — предупреждает святитель Иоанн Златоуст, — где хочет Бог, там побеждается порядок природы. Он восхотел, возмог, нисшел и спас. Все повинуется Богу. Сегодня рождается Сущий, и Сущий становится тем, чем Он не был. Будучи Богом, Он делается человеком, не переставая быть Богом» (Слово на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа).

Отмечая мироспасительный праздник Рождества Христова, мы размышляем о его непреходящем духовном смысле и ключевом значении для всего человечества. И это верно. Но важно осознавать еще и личное измерение, которое имеет для каждого из нас тайна Боговоплощения, ведь неслучайно мы обращаемся в молитвах ко Господу, называя Его своим Спасителем.

Мы опытно знаем, что человек не способен сам преодолеть в себе зло, как бы настойчиво он ни старался это сделать. Грех, глубоко поразивший душу и повредивший человеческую природу, невозможно побороть никакими духовными практиками и психологическими тренингами. Лишь Бог способен исцелить и восстановить в первозданной красоте всего человека. «Для чего же Господь наш облекся плотию?» — задается вопросом преподобный Ефрем Сирин и отвечает: «Для того, чтобы сама плоть вкусила радость победы и чтобы исполнилась и познала дары благодати…, дабы люди как бы на крыльях возносились к Нему и в Нем Одном находили успокоение» (Толкование на Четвероевангелие. Гл. 1). Воплощение Христово освобождает от рабства греху и открывает путь ко спасению.

«Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий, верующий в Меня, не оставался во тьме» (Ин. 12:46), — свидетельствует Господь. Подобно яркой Вифлеемской звезде, приведшей к Богомладенцу Иисусу восточных мудрецов из далеких стран, мы, христиане, будучи истинными сынами и дочерями света (Ин. 12:36), призваны освещать этот мир светом веры (Мф. 5:14), дабы окружающие, видя пример нашей стойкости и мужества, долготерпения и духовного благородства, великодушия и нелицемерной любви к ближним, «прославили Бога в день посещения» (1 Пет. 2:12).

Сегодня, когда народы земли переживают непростое испытание новой болезнью, когда сердца людей охвачены страхом и тревогой за будущее, нам особенно важно усилить соборную и частную молитву, принести Господу сугубый труд доброделания. Многие из наших братьев и сестер из-за вредоносного поветрия лишены ныне возможности посещать храмы. Вознесем о них прошения Милосердному Творцу, дабы Он обновил их душевные и телесные силы, даровал болящим скорейшее исцеление и ниспослал Свою помощь врачам и всем медицинским работникам, самоотверженно борющимся за их здоровье и жизни.

Будем помнить, что никакие проблемы не способны сломить дух человека, если он сохраняет живую веру и во всем полагается на Бога. А потому без ропота приемлем и постигшие нас испытания, ибо, аще на Него надеятися будем, будет нам во освящение, яко с нами Бог (чинопоследование Великого повечерия), как воспевает в эти святые рождественские дни Церковь Христова. Будем молиться, чтобы и убогую пещеру нашей жизни озарил нетленный свет Божества, чтобы и наше сокрушенное и смиренное сердце, как Вифлеемские ясли, с благоговением восприняло Пришедшего в мир Спасителя.

Не тесно Богу в сердце человека, если оно исполнено любви. «Делатель любви будет сожителем Ангелов и со Христом воцарится», — свидетельствует преподобный Ефрем Сирин (Слово о добродетелях и пороках, 3). Пусть святые дни праздника станут для нас особым временем для совершения добрых дел. Используем эту благодатную возможность и прославим Рождшегося Иисуса Христа, явив милосердие к ближним, оказав помощь нуждающимся, утешив скорбящих и, может быть, в первую очередь тех, кто страдает от коронавирусной инфекции или ее последствий.

Да просветит Господь светом познания Своего народы земли, да благословит их миром и да поможет всем нам осознать общую ответственность за настоящее и будущее планеты. Да ниспошлет Родившийся Богомладенец любовь и согласие в наши семьи, да оградит молодежь нашу да и всех нас от грехов и опасных ошибок. Еще раз сердечно поздравляю вас, мои дорогие, со светозарным праздником Рождества Христова и желаю всем крепкого здоровья, неоскудевающей радости и щедрой помощи от Бога — Света истинного, Иже просвещает всякого человека, грядущаго в мир (Ин. 1:9). Аминь.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Москва

Рождество Христово

2020/2021 г.

Рабрики: Новости собора