25 июля 2018      314      0

Святые отцы шести Вселенских Соборов

29 июля Православная Церковь чтит память святых отцов шести Вселенских Соборов. В седьмую Неделю по Пасхе мы славили святых отцов I Вселенского Собора. Но для Церкви важен весь период, когда были сформулированы и утверждены основные догматы Православной веры. Он начался в Никее в 325 году и завершился в Константинополе в 680 году.

Значение Вселенских Соборов для Церкви

К IV веку, когда христианство восторжествовало и в западной, и в восточной частях Римской империи, начался совершенно новый и крайне важный этап развития Церкви: осмысления веры. Неминуемо, свободное размышление давало различные плоды. Стали появляться мнения, уводящие христиан от света спасительной истины, явленной в Благой Вести. Такие мнения получили название «ересь». В ответ на распространение ересей святые отцы, не уклонившиеся с православного пути, стали вырабатывать ясные определения веры — догматы.

Даже беглый взгляд на историю Вселенских Соборов показывает, что каждый из них давал ответ на ту или иную ересь. Собрание епископов из разных Церковных областей, утверждавших то или иное положение, становилось венцом огромной подготовительной работы. Десятилетия уходили на то, чтобы создать богословский фундамент для определений очередного Собора, чтобы политически примирить разные «партии». 

Более детальный рассказ о событиях и судьбах, определявших развитие Церкви в IV — VII веках, наполнен драматизмом и глубокими переживаниями. Неправильно представлять, что Церковные иерархи просто съезжались в один город и с легкостью принимали правильные решения. Каждое слово догмата могло стать непреодолимой преградой, причиной многолетних споров. Великие умы, подвижники Православия посвящали жизнь тому, чтобы найти верные формулировки, с которыми согласятся непримиримые противники.

И ереси не уничтожались только тем, что их учителя были преданы Соборной анафеме. Последователи лжеучений, возникших во времена шести Вселенских Соборов, существуют и сегодня.

Христианские догматы

Основным результатом деятельности Вселенских Соборов стала выработка догматов христианского вероучения. Догматы — это основополагающие правила, законы, можно сказать, аксиомы. Любой, кто считает себя православным, должен быть с ними согласен, выращивать из них свое мировоззрение. Самым близким для нас выражением догматов становится Символ Веры, который все молящиеся поют во время Божественной литургии. Здесь мы снова и снова повторяем самое важное о Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом, Церкви, Таинстве Крещения, чаянии воскрешения мертвых и Вечного Царствия.

Неправильно говорить, что в первые века христианства догматов не существовало. Просто в то время Церковь опиралась на живую еще память о явлении Спасителя, об апостольском подвижничестве, поддерживалась подвигом мучеников. Догматы не появлялись и не изобретались сами собой — богословы открывали, проясняли, верно определяли то, что содержалось в святом Евангелии, в словах и поступках апостолов. Люди, всей душой, всем сердцем и всем разумом преданные Церкви, остро чувствовали ошибочность некоторых суждений о Боге и умели вывести из самого существа христианской веры необходимые утверждения и законы. 

Прекрасны слова о том, что догматы ограничивают область Тайны, недоступной человеческому разумению. Например, догмат о Троичности Божества именно утверждает, что Бог Един в Трех Лицах, но ни коим образом не вдается в объяснения, КАК это возможно, КАК существует Бог. Ведь вера затрагивает все стороны нашей личности: и разум, ищущий знания, и сердце, ищущее чувств, и душу, жаждущую приближения к своему Творцу. 

Безусловно, догматическое богословие продолжает развиваться и после окончания эпохи Вселенских Соборов. И до ныне возникают ереси и реакция на них. Но время с IV по VII века стало истинным прорывом в открытии главных христианских истин, на которых далее строилось здание Церкви. 

Список Вселенских Соборов

Прежде чем перечислить события, которые мы вспоминаем 29 июля, скажем, что был также и VII Собор в 787 году в Никее, осудивший иконоборцев. Его отличие от предыдущих шести в том, что он был последним Вселенским, а значит, его статус не мог быть подтвержден следующим Собором. Поэтому в Церковный календарь вошли только шесть:

  1. Никейский I Вселенский Собор в 325 году — против ереси Ария, утверждавшего, что Сын Божий сотворен. Утвердил единосущие Сына Божия Отцу.
  2. Константинопольский I Вселенский Собор в 381 году — против ереси Македония, утверждавшего, что Дух Святой сотворен. Утвердил Боженственное достоинство Духа.
  3. Ефесский Вселенский Собор в 431 году — против ереси Нестория, считавшего Христа только человеком. Утвердил соединение во Христе двух природ — Божественной и человеческой. Утвердил почитание Девы Марии, как Матери Божией.
  4. Халкидонский Вселенский Собор в 451 году — против ереси монофизитов (признавали только Божественную природу во Христе). Утвердил, что Спаситель — истинный Бог и истинный человек.
  5. Константинопольский II Вселенский Собор в 553 году — разрешил споры несториан и монофизитов.
  6. Константинопольский III Вселенский Собор в 680 году — против ереси монофилитов, утверждавших, что, при двух природах, Христос имел только Божественную волю. Определил, что, как и два естества, воли во Христе тоже — две. Просто Его человеческая воля ни в чем не противится и полностью согласна с волей Божией.

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Собор св. Александра Невского в Твери · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru
Лучший хостинг

Яндекс.Метрика