28 сентября 2018      172      0

Мученики — бесчисленная рать Христова

2 октября (по новому стилю), да и каждый день Церковного календаря, отмечен памятью людей, которые поставили Христа выше своих собственных интересов, своих безопасности и удобства, своей жизни. Каждый раз, когда богоборчество достигало такой степени, что за веру преследовали, гнали и казнили, обнаруживаются и те, у кого хватает сил, чтобы вступить в неравное противостояние гонителям.

Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же

Это заглавие взято из Послания к Евреям святого апостола Павла (13:8). Господь является единственной опорой и утверждением для человека в этом, постоянно изменяющемся и изменяющем мире. Все проходит, радости сменяются печалями, силы — бессилием, победы — поражениями. Но у верующей души есть надежный якорь, который удерживает ее в бурном море суеты и страстей, не дает ей метаться бесцельно и утонуть — неизменно любящий и спасающий Христос. Каким Он был до Своего Рождества, Каким явился на землю более 2000 лет назад, Каким Его узнавали в своих сердцах христиане всех времен — Таким Он остается и сегодня, и навсегда.

Люди, глубоко и ясно осознавшие эту истину, обретают силы на то, чтобы, подражая Господу, не изменяться, не ломаться и не предавать — даже под гнетом самых ужасных обстоятельств. Таковы мученики всех веков. Причем, нужно понимать, что их всегда было больше, чем оставшихся в воспоминании святой Церкви. Имена и подвиги некоторых забылись. О других и вовсе никогда не было известно людям, хотя Создатель, безусловно, знает их. Даже те, кто вошел в круг Церковных поминаний, далеко не всегда близки и интересны большинству верующих. Однако это не умаляет личного подвига каждого из них.

Мученики Трофим, Савватий и Доримедонт

Так 2 октября мы празднуем память мучеников Трофима, Савватия и Доримедонта. Они жили в III веке — в эпоху, когда христианство считалось преступлением и каралось смертью. Трофим и Савватий оказались в Антиохии во время языческого праздника. Они осуждали всеобщее буйство, поклонение идолам. Сегодня мы не знаем наверняка, в чем выражался их христианский протест: открыто ли они обличали беснующихся или смиренно молились о вразумлении горожан. Известно, что о вере Трофима и Савватия узнали, схватили их и привели к правителю.

Традиционно, обвиняемым в христианстве предлагалось публично отречься и принести жертвы. Таким образом можно было сохранить себе жизнь. А ведь подавляющее большинство христиан были семейными людьми, у большинства были дети и родственники, о которых они заботились. Солгав во спасение, они могли потом скрыться, переселиться в другое место, покаяться. Надо сказать, что многие поступали именно так. И другие христиане, зачастую, не осуждали тех, кто сохранил жизнь себе и своим близким, глубоко раскаиваясь в своем отступничестве.

Мы не знаем, каковы были семейные обстоятельства и обязательства Трофима и Савватия. Но доподлинно известно, что они не стали отпираться и смело исповедовали Христа перед судом. Их подвергли страшным пыткам, от которых Савватий скончался. А Трофима отправили к еще более жестокому палачу во Фригию. Он шел в железных сандалиях с гвоздями, раздиравшими ему ноги. По дороге святого постоянно избивали. На новом месте Трофима продолжали мучить. В темнице его тайно посещал местный вельможа Доримедонт, который исповедовал Христа тайно. Он старался облегчить страдания узника, подлечить его раны, накормить и укрепить.

Такие посещения не остались тайными — Доримедонта заподозрили в христианстве. Сначала пытались хитростью и лаской вернуть его к язычеству. Но он уже сделал свой выбор: одно дело тайно верить, когда тебя никто не спрашивает о твоей вере, а совсем другое — публично отречься от Бога. Доримедонт тоже исповедовал Христа и подвергся пыткам. После зверских истязаний мучеников усекли мечом, так как убить их другим образом не удавалось…

Совершенно типичная история исповедничества. Но какой это подвиг для каждого из этих и бесчисленного множества других христиан! Ничем не примечательные, обычные люди со своими историями, привязанностями, надеждами, мечтами, страхами… Вдруг обретают беспримерную смелость и выдержку, сознательно идут на муки, терпят страшное, нестерпимое, обрекая на страдания (и, возможно, такую же смерть) своих родных и близких… 

Конечно, окружающие удивлялись. Некоторые задумывались и начинали искать источник такого немыслимого мужества, приходили к вере. Но, наверное, смысл мученичества был не в том, чтобы кого-то поразить и убедить. Это духовная битва, переходящая в кровавые терзания плоти. Это проявления вечной жизни духа, побеждающей плотскую смерть. И те чистые сердцем, кто видел в подвиге мучеников отсветы такой борьбы — начинали свой путь ко спасению. Именно это имеется ввиду, когда говорят: «и тут многие уверовали». Это происходило одномоментно! Нередко уверовавшие сразу же исповедывали Христа и тоже шли на смерть.

Преподобномученица Мария (Мамонтова-Шашина)

А это история простой деревенской женщины, родившейся в деревне под Рязанью в конце XIX века. В начале XX века она поступила в монастырь под Егорьевском. После закрытия обители, Мария поселилась в селе, шила одеяла, ходила в церковь. В 1931 году ее впервые арестовали и сослали на три года в Казахстан. В 1934 году она вернулась из ссылки. Мария жила и вела себя, как самый обычный верующий человек: посещала службы, хлопотала, чтобы храм не закрывали, чтобы поддержать священника. Она не скрывала своих взглядов, беседовала с людьми о Боге, укоряла отпавших от Церкви… 

И вот ее снова арестовывают (по доносам и лжесвидетельствам!), допрашивают, осуждают и отправляют в Бамлаг. В лагере они протянула чуть меньше года и скончалась. Место ее погребения — неизвестно. Марии (Мамонтовой-Шашиной) было на тот момент 48 лет.

Самая простая крестьянка, жившая самой обычной жизнью. Ее отличала лишь искренняя вера и непонимание, как можно вдруг отвернуться от Церкви, от Христа, предать и полностью переродиться. Мы не знаем, какие физические и нравственные муки она претерпела (хотя можем представить себе, исходя из общего понимания недавней истории нашей страны). Но ее личный подвиг, ее личная битва, ее личное исповедничество — ценность и святыня.

Вчера и сегодня и во веки те же

Каждый день мы вспоминаем мучеников двадцати веков, прошедших с Рождества Христова. Начиная с 2000 года Русская Православная Церковь причислила к лику новомучеников и исповедников более 2000 людей, священников, монахов и мирян, пострадавших за Христа, начиная с 1917 года. Повторим снова, что большинство из этой бесчисленной рати нам неизвестны и никогда не будут известны. Из тех, кого мы вспоминаем, большинство нам знакомы лишь по именам, без особых подробностей жития, без личного отношения к ним… 

Но они снова и снова напоминают нам о той непрекращающейся не на миг борьбе Спасителя со смертью, чтобы каждая душа наследовала жизнь вечную. Эти люди открыто выступили на стороне Христа в этом сражении и, вместе с Ним, одержали свою победу. 

 

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Собор св. Александра Невского в Твери · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru
Лучший хостинг

Яндекс.Метрика