21 апреля 2018      280      2

Святые жены-мироносицы

В Православном календаре третье воскресенье по Пасхе посвящено святым женам-мироносицам. В этот день Церковь чтит учениц Христа, прошедших с Ним земной путь и не убоявшихся явиться к месту Его погребения. 

Святые жены-мироносицы в Евангелии

Все четыре евангелиста сообщают нам, что утром воскресного дня, еще затемно, ко гробу Спасителя пришли несколько женщин — Его искренних последовательниц. Они несли с собой драгоценное миро, чтобы завершить погребальный обряд — помазать тело ароматами.

С их стороны это был настоящий подвиг! Ведь Христа осудили и казнили самым позорным и ужасным способом — так Ему хотели придать статус презираемого всеми врага, преступника, заслужившего оплевание и поношение. Ближайшие ученики, святые апостолы, сидели, запершись, в городе. Конечно, все слышали, что Иисус говорил о воскресении, но пока людьми владели страх и отчаяние. Победа над смертью — настолько противоестественна, что, даже после воскрешения праведного Лазаря, надежда на новую встречу со Христом оставалась почти немыслимой… И тем не менее, мироносицы приняли самостоятельное решение, воспротивились общественному мнению.

Женщины просто не могли бездействовать. Их горе оказалось больше страха — они хотели воздать Учителю последние почести. В путь отправились заполночь, как только закончилась суббота, когда иудеям запрещено что-либо делать. Думается, что мироносицы спешили не только, чтобы успеть незамеченными, но и потому, что их тяготило субботнее бездействие. Им так хотелось оплакать Спасителя!

Почти придя на место, они вспомнили, что пещера, в которой был погребен Иисус, закрыта камнем, который им самим не отвалить… Но почти сразу увидели, что вход свободен, а стражники спят беспробудным сном. Самые ужасные подозрения охватили женщин: кто-то мог украсть тело Христа! — Они заглянули в пещеру и увидели пустой гроб, в котором лежали лишь погребальные пелены. Здесь им явился Ангел:

Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

Мк. 16:6 — 7

Даже святые евангелисты не в силах передать чувства, охватившие учениц Христа. Апостол Матфей говорит (28:8): 

И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его

А вот слова святого Марка (16:8):

И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись

Ужас и радость, нетерпение, непонимание, страх и надежда… Мироносицы не могли осторожно идти, не привлекая к себе лишнего внимания — они бежали! Они были в смятении и апостолы не поверили их рассказу.

В разных Евангелиях этот эпизод рассказывается немного по-разному. Отличается перечисление учениц Христа. Матфей сообщает, что Сам Иисус явился им на обратном пути. Иоанн говорит, что Он предстал Марии Магдалине, горевавшей в одиночестве у пустого гроба. Но в главном все едины — именно жены-мироносицы первыми получили весть о Воскресении!

Урок беззаветной любви

Почему так важен пример жен-мироносиц? Чему мы можем научиться, глядя на них? — Силе любви, преодолевающей все страхи, непонимание, боль. Они явили миру полноту человеческой любви: глубоко эмоциональной и действенной в одно и то же время. Мироносицы мучительно переживают, но не оставляют своего долга, страшатся, но исполняют необходимое. Они любили живого — и даже смерть не может этого изменить!

И Господь ответил на их порыв. Как записано у евангелиста Матфея (7:7):

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;

Так бы надо и нам себя вести в тяжелый момент: деятельно, решительно, мужественно. Здесь не отрицаются никакие человеческие чувства, острые переживания. Но эмоции не должны застить твердой веры, не должны лишать нас сил, парализовать, когда нужно исполнить должное, послужить ближнему. 

Чествование православных христианок

Неделя святых жен-мироносиц является праздником всех православных женщин: жен, матерей, сестер, дочерей, подруг.. Невозможно переоценить роль и ценность женщины для Церкви. И речь не только и не столько о том, что в храмах численно больше прихожанок.

В Православии нет ни малейшего принижения женщины. Достаточно одного взгляда на Пресвятую Богородицу — единственного человека в истории, явившего небесную чистоту — вместившую в Себя Невмещаемого, ставшую Матерью Творцу, восхищенную на небо во плоти.

А ведь Царице Небесной предшествовали поколения благочестивых и почитаемых женщин. И сколько святых последовали Ей в Новом Завете с Господом! — Сила их веры, их подвиги восхищают, вдохновляют, укрепляют и помогают каждому, кто обращается к ним.

Нужно вспомнить и недавние тяжелые для Церкви времена, когда самые простые женщины, буквально, вынесли Православие в России на своих плечах. Не благодаря своим богословским познаниям или особому благочестию, но именно силой безусловной веры — деятельной и неизменной. Только в церкви, в вере они могли открыть свои сокровенные чувства: любовь и страх за близких, страдание и отчаяние войны, одиночество, тяготы повседневной жизни.

Иногда таких женщин, упорно остававшихся прихожанками даже в годы гонений, называют «белые платочки». Подчас это звучит в несколько насмешливом или даже осуждающем контексте (все знают страшные истории о «церковных бабушках», мешающих всем и вся!). Конечно, они не были совершенны, как несовершенен любой человек. Но именно эти христианки, все вместе, совершили подвиг. И, подобно святым женам-мироносицам, заслужили вечную благодарную память о себе. Как принято говорить: имя каждой из них записано у Господа на Небесах.

С праздником, дорогие сестры! Христос Воскресе!

 

 

Обсуждение: 2 комментария
  1. Почему среди жен-мироносиц не видно жен апостолов? И вообще где они, жены апостолов? А ведь они должны быть — раз а Петра была теща, значит была и жена. Где она?

    Ответить
    1. sobor:

      Добрый день, Евгений! Хороший вопрос!
      Для начала нужно отметить, что святое Евангелие не является исторической хроникой, то есть, не стремится досконально отразить события во всех деталях. Его центральная и единственная цель — донесение Благой Вести о Боговоплощении — именно этому подчинено все повествование. Поэтому даже в четырех канонических Евангелиях мы находим различные в деталях рассказы о женах-мироносицах (и многих других событиях). Таким образом, если в Священном Писании не упоминается о женах апостолов, это означает только, что их существование и подробности жизни не имели влияния/отношения к главному содержанию Благой Вести.
      Действительно, некоторые апостолы, в том числе Петр, были женаты. Но, безусловно, встреча со Христом стала для них началом нового жизненного пути. Осененные Духом Святым, апостолы понесли веру людям. Следование заповедям Божиим зиждется на любви к ближнему, самоотдаче, поддержании благочестия во всех сферах жизни — поэтому нет сомнения в том, что ученики Христа не бросили свои семьи. О православном отношении к браку и семейным отношениям много говорится в Посланиях Апостолов (например, I Кор 7).
      Нельзя не упомянуть и весьма ограниченное положение иудейских женщин, которым закон запрещал какую-либо самостоятельность. Женщины не могли даже заговорить с посторонним мужчиной, их жизнь строго регламентировалась семейными нуждами. Тем важнее для нас упоминания о встречах женщин со Христом — очевидно, в этих ситуациях обе стороны проявляли мужество, поступая наперекор общественному мнению, вызывая явное осуждение законников (например, Лк 7:36 — 39). В этом свете и поступок жен-мироносиц предстает настоящим подвигом любви!

      Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Собор св. Александра Невского в Твери · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru

Яндекс.Метрика