15 мая 2018      358      2

Святые отцы I Вселенского Собора

В седьмую Неделю по Пасхе Православная Церковь чтит память святых отцов I Вселенского Собора. Для многих привычно воспоминание Евангельских событий, святых. Почему же такого, особого, внимания удостоены и Вселенские Соборы? 

Единая, святая, соборная и апостольская

Соборность — настолько важное качество Церкви, что о нем говорит нам Символ Веры — краткое, ясное, но, вместе с тем, полное исповедание основ Православия. В нем открывается способ Церковного бытия, которое осуществляется в соработничестве, сотрудничестве, взаимопомощи на всех уровнях. Во главе Церкви — Христос. Церковь — Его Тело. В Ней дышит и действует Дух Святой.

Церковь земная состоит из людей (и ныне живущих, и всех от века христиан, ибо у Бога все живы). Вот как говорит об этом апостол Павел (I Кор. 12:4 — 7):

Дары различны, но Дух один и тот же;
и служения различны, а Господь один и тот же;
и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
Но каждому дается проявление Духа на пользу.

Принцип соборности ярко проявил себя в эпоху, когда Церковь, силой Духа Святаго, утвердилась в мире. В период гонений главной задачей христиан было сохранение веры в принципе, вообще. Многие свидетельствовали ее, бесстрашно принимая мучения и смерть. В IV веке, когда Православие стало государственной религией, начался новый этап жизни Церкви — прояснение оснований Ее существования.

Наступивший мир дал возможность христианам размышлять о том, во что и как они верят. И тут неминуемо появились различные мнения — ереси. Причем, настолько различные, что выяснение истины стало столь ничуть не менее важной важной задачей, чем выживание в предыдущую эпоху гонений.

Сегодня мы изучаем христианские догматы, выраженные точным, чистым, ясным богословским языком. Но в IV веке его еще не существовало. Не было инструмента, с помощью которого люди могли бы обсуждать и разрешать вопросы веры. И именно в период Вселенских Соборов явились блестящие, освященные Духом Святым, умы, выработавшие основные термины для описания основ христианства.

Повторим снова:

  • соборность — постоянное, неизбывное качество Тела Христова;
  • эпоха Вселенских Соборов — время, когда Церковь прояснила, отстояла и утвердила важнейшие положения Своего вероучения.

Краткая история I Вселенского Собора

Состоялся Собор в Никее в 325 году. Его организатором стал равноапостольный император Константин. На Собор съехалось около 300 епископов с соратниками. Среди них были выдающиеся богословы: свт. Александр Александрийский и свт. Афанасий Великий (тогда еще диакон, сподвижник епископа Александра); исповедники, изувеченные за веру: Павел Неокессарийский и Потамон Египетский; прибыл и свт. Спиридон Тримифунтский.

Основной проблемой стало активное распространение ереси Ария, утверждавшего, будто Иисус Христос не равен Богу Отцу, но сотворен Им. Подобное стремление к созданию иерархии, на вершине которой находится Единый Бог, свойственно и монотеистическому иудейскому сознанию, и античной логике. Но прямо противоречит явленной миру в Новом Завете Троичности.

Арианский взгляд на веру приобрел большую популярность в священстве и народе. I Никейским Собором арианство было осуждено, но не изжито — многие остались в путах этой ереси (и остаются по сей день!). Но Православная Церковь ясно выразила свою веру в Бога-Троицу и в Сына Божия единосущного Отцу. Это стало еще одним проявлением непреоборимой силы Святаго Духа. По слову Спасителя (Мф. 16:18):

…и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

Важно знать, что соборные решения принимаются не путем «демократического голосования», волей большинства, но единомыслием и единодействием участников. Таким образом проявляет Себя Промысел Божий. Конечно, как в любом собрании людей, идут дискуссии, споры, составляются партии. Соборам предшествует, сопутствует и последует переписка, духовные искания… Но сила соборности не в человеческих талантах и возможностях, а именно в промыслительности происходящего. На I Вселенском Соборе Дух Святой действовал через меньшинство верных. 

Единосущен Отцу

И это меньшинство привнесло всего одно слово, навсегда защитившее Православное понимание единства Бога Отца и Бога Сына. Это было слово «единосущный».

Мы недаром упомянули недостаток богословского языка, выявившийся к началу IV века. И вот в Никее 325 года стали закладываться его основы. Афанасий Великий, епископы Александр Александрийский и Осия Кордубский (и другие их сподвижники) убедили императора Константина, что это слово обязательно должно присутствовать в окончательном решении Собора.

Арианин Евсевий Кессарийский лукаво предложил участникам собрания согласиться с текстом всем известного крещального символа, в котором о Сыне Божием говорилось, что он Перворожден всей твари. Император принял это благосклонно, однако внес одно небольшое дополнение: слово «единосущный»! Далее были внесены еще несколько правок.

Результатом стал орос (догматическое правило) I Вселенского Собора (не путать с Символом Веры, который был принят в полном виде позже):

Веруем во Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, Единородного, т.е. из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых.

Поистине чудесно, как одно слово явилось противоядием, оградившим Церковь от губительных рассуждений о Спасителе, как о «втором боге», «перворожденной твари» и прочее! Бог Сын единосущен Богу Отцу.

Позже этот термин уточнялся, был создан Символ Веры в том виде, как мы его произносим и сегодня. Но это не умаляет важности события: привнесения в богословие понятия «единосущности».

Кроме того, на I Вселенском Соборе был установлен единый порядок расчета дня празднования Светлой Пасхи, приняты и другие общецерковные правила.

Значение I Вселенского Собора

Истории Вселенских Соборов посвящено множество прекрасных работ. Изучая их, мы видим, насколько различны были убеждения и мотивации участников этих событий. В какой-то момент происходящее напоминает калейдоскоп, причудливые узоры которого складываются из человеческих личностей и желаний по воле случая. Но, по мере осмысления всего материала, становится очевидно, как отдельные элементы складываются в стройную картину Промысла Божия о Церкви и людях, составляющих Ее — о нас. 

Поэтому так важно знать об эпохе Вселенских Соборов, когда Дух Святой, через великих богословов прояснил основы веры. На этом фундаменте строится наше Богопознание,  движение человеческой мысли — к Богу (началом которого, конечно, является призвание Богом — человека). Поэтому воспоминанию и напоминанию об этом времени посвящены дни в Православном календаре.

Обсуждение: 2 комментария
  1. Богослов1:

    Вопрос об отношении к Вселенским Соборам стоит на повестке дня современного межхристианского диалога. Однако для Православной Церкви именно семь Вселенских Соборов IV-VIII веков остаются тем фундаментом, на котором по сей день зиждется ее богословие, каноническая традиция, литургический строй.

    Ответить
  2. Богослов1:

    Значение эпохи Вселенских Соборов для христианской Церкви заключается прежде всего в том, что эта эпоха стала временем окончательного формулирования православного вероучения. Процесс становления и развития вероучения начался уже в апостольские времена, и уже в Посланиях апостола Павла мы находим все основные элементы христианского богословия, в частности учение о Христе как о Сыне Божием, учение о Церкви. Этот процесс продолжился в писаниях мужей апостольских и в сочинениях отцов и учителей Церкви II-III веков. И все же именно на Вселенских Соборах IV века православное учение о Троице получило законченный вид; именно в ходе христологических споров V-VII веков окончательно сформировалась православная христология; и именно иконоборческий спор подвел итог развитию православного богословия в течение первых восьми веков существования Церкви.

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Собор св. Александра Невского в Твери · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru

Яндекс.Метрика