23 июля 2018      249      0

За что мы благодарны святому Владимиру

В преддверии праздника 1030-летия Крещения Руси (28 июля) мы предлагаем вам посмотреть документальные фильмы: «Крещение Руси» и «Святой Владимир — креститель Руси». Также, в связи с этим событием мы вспоминаем и святую равноапостольную княгиню Ольгу, которой посвящена отдельная публикация. А в этой статье мы хотим поразмышлять о том, почему святой Владимир выбрал именно такой путь и за что мы можем быть ему благодарны?

Всем известна легенда о том, как князь Владимир выбирал веру. Он выслушивал, как проповедники хвалят мусульманство, иудаизм, и комментировал их рассказы. Уже в это время западные христиане упоминаются, как некая отдельная конфессия, хотя, формально, Церковь еще была единой (до 1054 г). Однако пути Православия и Католицизма уже стремительно расходились. 

Подобные сцены любимы средневековыми летописцами. Ведь читатель может представить целый церимониал «выбора веры», услышать рассуждения правителя о всех представленных сторонах. Возможно, князь действительно расспрашивал знающих людей об обычаях и религиозных воззрениях разных стран. Ведь ему предстояло принять слишком важное решение. Но вряд ли это происходило в форме официального приема и диспута проповедников…

Главное, такая история не дает ответа: почему святой Владимир решил поменять веру?! Причем, не только лично, но и в масштабах всей русской земли.

Почему князю вообще потребовалось что-то менять? — Очевидно, в руках успешного правителя сосредоточилась большая власть. Но применить ее в полной мере ему не удавалось из-за аморфного, неопределенного устроения земель. Торговля, сбор дани и войск были налажены, но каждое племя продолжало жить своим укладом. И даже местные культы идолам отличались. Владимир, видимо, остро ощутил недостаток единства, мешавший ему построить по-настоящему сильное государство.

мозаики собора св. Софии в Константинополе

Византия времен Крещения Руси

Византийская империя в то время являлась очевидным и главным центром цивилизации. Конечно и Европа была уже густо населена. В западной части бывшей Римской империи возникали и укреплялись новые государства и династии. Их можно назвать «варварскими» — из-за того, что к власти здесь пришли представители племен, заполонивших континент при великом переселении народов (IV — VII вв). По сути, эти государства не сильно отличались от Руси. Культура, система управления, общественный строй — имели свои национальные особенности, но не превосходили друг друга при сравнении.

Зато все, накопленные тысячелетиями, богатства науки, искусства, духовного опыта, политики и дипломатии сосредоточились в Византии. Это был настоящий пример высокого развития государственной системы, дающей драгоценные плоды. Поэтому, когда святой Владимир почувствовал возможность преобразовать Русь — его взгляд, совершенно естественно, обратился именно к Константинополю.

Это была достойная задача, решение которой потребовало максимального напряжения всех сил. И выигрыш был велик: получить безраздельную власть Василевса, править обществом, в котором процветают науки и искусства, и все это под высшей защитой. Да, именно так мыслят о богах язычники: чем «сильнее» бог — тем сильнее и успешнее его люди. Одного сравнения Византии с прочими государствами было достаточно, чтобы отдать предпочтение Восточному Христианству.

Новый масштаб

Нужно сказать, что в решении принять святое Крещение князем Владимиром не было ничего нового по существу. На Руси жило немало христиан, стояли церкви. Со времен его бабушки, святой равноапостольной Ольги, идея о том, что верховный правитель может быть православным, никого не удивляла. Революционным стал замысел сделать христианской всю страну! Но в Византии было именно так и именно это нужно было перенести на русскую землю.

Ранее князья не вмешивались в обрядовую сторону жизни людей, даже если те поклонялись другим идолам. Владимир понял, что как раз в этом причина взаимной отстраненности подвластных ему племен. Известно, что он даже предпринимал попытки создать единый для всех культ, насаждая повсюду перунов. Но, как мы уже отметили выше, стало ясно, что силы идолов явно недостаточно, а Бог христиан дает им нечто более ценное, чем общую ярость или общий страх.

Чудо в истории Крещения Руси явилось в том, как люди восприняли порыв князя. Понятно, что было множество несогласных, были протесты, стычки, вражда. Но они не вылились в большую «войну» язычников с христианами. Судя по всему, общество было готово к обновлению. Люди уже знали, как и чем живут христиане, и уважали их настолько, что не отказывались к ним присоединиться.

Еще одно чудо

Безусловно, события, приведшие к принятию нашими предками христианства, были освящены Божией благодатью. Все летописцы и последовавшие им историки отмечают, насколько разительным было преображение самого Владимира, после его второго рождения во Христе. Он глубоко и искренне воспринял новые истины, открытые ему в период оглашения. И сумел перестроить свою жизнь, свой образ действий, свой взгляд.

Мозаики собора св. Софии

Например, князь перестал приговаривать подсудимых к смерти. А ведь для конунга-язычника такой суд был совершенно естественным и даже обязательным делом. Чтобы отказаться от традиции требовалась несгибаемая воля и… большая вера в Спасителя. Следуя заповеди о милосердии и помощи ближним, святой Владимир постоянно кормил бедных. Иногда говорят, что это было просто частью пиров с дружиной, которые князь был обязан устраивать регулярно. Но Владимир именно велел развозить по Киеву съестные припасы, чтобы обездоленные брали себе на пропитание. Это никак не связано с пирами, на которые звали приближенных правителя.

Как верующие люди, мы не можем не видеть в таком изменении личности Владимира промысла Божия. Господь вел и привел князя к святости и делам, равным апостольскому служению. Вызывают восхищение его ум и прозорливость, позволившие выбрать правильную модель государственного устройства и развития. Конечно, Древняя Русь не стала копией Византии — но это и не требовалось. Но оттуда на нашу землю пришел свет Благой Вести и вдохновение к становлению мощной и прекрасной державы.

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Собор св. Александра Невского в Твери · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru
Лучший хостинг

Яндекс.Метрика