16 ноября 2018      481      0

Ангелы и Архангелы

21 ноября Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных: архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. Наши знания о небесном воинстве, как правило, весьма малы — постараемся восполнить его в канун торжества.

Ангелы и ангелочки

Для избранного народа в Ветхом Завете ангелы были непререкаемыми вестниками воли Божией. У праведников их явление вызывало благоговение, граничащее с ужасом и даже страхом смерти. Посланники представали в человеческом образе, с крыльями или без, появлялись из огня, мог слышаться только голос… Но люди всегда быстро понимали, кто обращается к ним, так как ангел наделен неземным величием, властью, силой. 

Сегодня мы хорошо знакомы с совершенно другим образом ангела, порожденным популярной культурой. Это умилительное создание, зачастую, ребенок — он символизирует добро, наивность, чистоту, веселье, нежность… «Светлым» ангелочкам свободно противопоставляются «темные», к которым публика испытывает скорее любопытство и даже влечение, но не страх. В общем, в светской традиции произошла полная десакрализация понятия об ангелах. 

Между тем, Православное богословие дает нам ясное представление об этих творениях Создателя.

Что нужно знать об ангелах

Божественное Откровение имеет единственную и самую важную цель — направить человека на путь спасения. Именно в этой связи мы узнаем и об ангелах. Их проявление, действие в мире людей всегда сопряжено с помощью: они оберегают человека, открывают повеление Господа (об этих исключительных случаях можно говорить лишь в применении ко святым). Подавляющее большинство людей за всю историю человечества ни разу не видело ангелов. 

Тем не менее, из Священного Писания мы знаем, что они существуют. Небесные силы были сотворены Богом из ничего в первые дни творения (более точных указаний нет) — до Адама. Их главная миссия — служение Творцу. Ангелы обладают сознанием и волей (отпадение ангела Денницы и множества его последователей — именно волевой акт). Они, как и люди, являют Образ Божий. Будучи бесплотными, они все-таки имеют некую тонкую организацию и в этом отличны от Создателя, Который Единственный находится вне мира. Но непреложные для нас границы времени, пространства и материи посланники Господа преодолевают беспрепятственно.

Сравнивая нынешнее состояние людей и ангелов, мы понимаем, что они несравнимо чище и выше. Однако, именно человек назван высшим творением Бога. Самый совершенный человек — Пресвятая Богородица — честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим, то есть, она превосходит самые высокие ангельские чины. Дело в том, что в человеке соединяются две природы: духовная и материальная. Соответственно, мы обладаем не только духовными качествами — сознанием, волей, но и возможностью прилагать их к окружающему миру — творить.

Способностью к свободному созиданию мы превосходим ангелов. Но не стоит обольщаться! Почти никто и никогда не использует этот дар во благо. Повторим: наше действительное состояние крайне плачевно, а бесплотные создания продолжают неизменно служить Творцу, приближены к Нему, исполнены Его благодати. 

Собор Архистратига Михаила

Ангельские чины

В разные времена люди все же пытались узнать больше о небесных силах. Эти умозрительные попытки привели к созданию (Дионисий Ареопагит) некоей иерархии ангелов, которые разделили на девять чинов:

  1. Серафимы;
  2. Херувимы;
  3. Престолы;
  4. Господства;
  5. Силы;
  6. Власти;
  7. Начала;
  8. Архангелы;
  9. Ангелы.

Первые три чина находятся непосредственно рядом с Создателем, непрестанно молясь, пламенея любовью к Нему, «нося» Его на себе. Вторая триада исполняет волю Божию о мироздании. Последние три чина соотносятся непосредственно с человеческим миром. Вместе с тем, считается, что архангелы управляют и всем небесным воинством:

  • Архистратиг Михаил — полководец;
  • Гавриил — вестник;
  • Рафаил — целитель;
  • Уриил — несет Божию любовь и воспламеняет ею души;
  • Селафиил — молитвенник;
  • Иегудиил — помощник в молитве и самоотречении;
  • Варахиил — подает благословение Создателя;
  • Иеремиил — поднимающий к Богу, в том числе, помогает душе перейти в мир иной.

Но важно понимать, насколько условны такие построения! Кроме того, они не убавляют и не прибавляют ничего е нашим попыткам следовать за Спасителем. После того, как Сам Христос вочеловечился и явил нам полноту Своей Любви, общение между Богом и каждым человеком стало непосредственным — Он является нашим единственным Пастырем и Повадырём.

Наведите курсор на изображение, чтобы увидеть имя архангела:

Почитание ангелов

И все же, каждый из нас имеет своего ангела-хранителя и небесного покровителя — святого, чье имя мы получили во святом Крещении. Православное отношение к небесным силам лишено мистицизма — мы именно почитаем их (в отличии от служения Богу). Как и святые, это наши помощники и заступники. Они могут укрепить наши силы, дополнить своим усердием наши молитвы, даже вмешаться в нашу жизнь в какой-то действительно критический момент.

Только крайние протестанты отвергают необходимость обращения к ангелам и вообще каких-либо размышлений на их счет, основываясь на том, что следует всегда обращаться только к Богу и думать только о нем. Эта позиция по меньшей мере странная. Получается, что человек с гордостью и предубеждением отвергает целый сонм благодатных помощников — любящих и пекущихся о его душе! Как неразумное и слабое дитя он отталкивает добрые руки, готовые поддержать его, направить на смертельно опасном пути…

Православный человек должен обращаться к ангелам, в первую очередь, к своему ангелу-хранителю с молитвой, просить помощи и благословения. Следует чтить и архангелов, воздавая должное их чистому и верному служению, прося их наущения и заступничества. 

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Собор св. Александра Невского в Твери · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru
Лучший хостинг

Яндекс.Метрика