13 июля 2018      66      0

Преподобный Андрей Рублев

17 июля по новому стилю Православная Церковь прославляет преподобного Андрея Рублева, иконописца. Его имя и созданные образы известны даже нецерковным людям. При этом достоверных сведений о мастере практически не сохранилось.

Преодоление материального

Иконы высоко почитаются Русской Православной Церковью. У нас не было периода иконоборчества, пережитого Византией. Никогда даже не возникало мысли о том, что изображение Бога и святых может повреждать веру, уводить христианина по ложному пути. Вкусы и предпочтения менялись, но неизменной оставалась первостепенная роль икон в русском христианстве. 

Основное внимание было нацелено на одухотворенность образа. Для этого сам мастер должен был быть истинным подвижником, постоянно очищая и освящая свою жизнь постом и молитвой. Для настоящего русского иконописца эти правила становились благодатной почвой, на которой произрастал его талант, оттачивались навыки и умения. Так, удивительным образом, при всей сложности и условности изобразительного языка иконы, удавалось передать молящимся самые глубокие духовные идеи. Икона уже при создании насыщалась нематериальной, благодатной красотой и силой, которые в последствии только умножались молитвами людей.

Для рассказа о преподобном Андрее Рублеве подобное предисловие необходимо. Потому что он безусловно принял эти принципы всем сердцем, вел строгую иноческую жизнь и сподобился создать образы-шедевры, глубоко трогающие не только верующих, но и совершенно далеких от Церкви людей.

Что мы знаем о преподобном Андрее?

Иногда кажется, что Андрей Рублев — очень хорошо известный нам человек. Конечно! Он же написал Троицу, иконы Звенигородского чина, фрески Владимирского собора… А что  еще? Когда родился великий мастер, где и в какой семье? Как и почему он избрал иноческий путь? В каком монастыре началось его подвижничество? — Точных ответов, увы, нет.

В исторической науке принято считать, что иконописец появился на свет в период, между 1360 — 1380 годами. Это время напряженной, кровопролитной борьбы Русских княжеств с Золотой Ордой. Случались еще и междоусобные столкновения сильных князей. Люди терпели и другие бедствия: неурожаи, эпидемии. Скоротечность человеческого века, изменчивость счастья, ненадежность всего земного — эти идеи были очевидны и не требовали дополнительного разъяснения. Многие отвергали мирскую жизнь, выбирали монашество, предуготовляя себя к лучшей доле.

Люди тянулись к святости, к утешению, к высоким примерам подвижничества, которые могли найти в святых обителях. Вспомним, как не удалось преподобному Сергию Радонежскому укрыться от мира в глухой лесной чаще. Его уединенный скит скоро стал местом многолюдного паломничества.

Возможно и будущий инок Андрей пришел подвизаться именно в Троице-Сергиеву Лавру — еще при жизни преподобного Сергия. А может быть юноша начал свой путь в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве. В любом случае, обе обители были тесно связаны. Для насельников вполне естественным было, при необходимости, нести послушание в одном или другом монастыре.

Мирского имени преподобного Андрея Рублева мы, также, не знаем. То, что до нас дошла фамилия иконописца, может указывать на его происхождение из знатных и образованных кругов. Некоторые исследователи творчества Рублева предполагают даже, что он мог изучать азы мастерства в Византии. Но это лишь гипотеза, не получившая достоверных подтверждений. Глядя на образы, созданные преподобным Андреем, мы видим, что он постиг глубины Православия, что его духовному взору было доступно сияние Горнего света. И, благодаря врожденному таланту и усердию, он получил способность передавать эту нетленную красоту земными красками.

Более обосновано предположение, что одаренный ученик рано начал помогать большим мастерам своего времени. Иногда учителем преподобного Андрея называют Феофана Грека. Но делается это лишь на основе летописного упоминания о росписях Благовещенского собора в Москве. С уверенностью можно сказать лишь, что иконописцы некоторое время работали рядом. Феофан был, как минимум, на 20 лет старше и значительно опытнее Андрея. В таком сотрудничестве можно было почерпнуть многое. 

Верное свидетельство

Настоящим наставником Рублева стал преподобный Даниил Черный. При разнице в возрасте около 10 — 20 лет (Андрей был младше), иноки вместе продвигались по пути подвижничества, работали бок о бок. В летописных рассказах о росписях храмов и создании иконостасов их имена упоминаются рядом. Они и преставились ко Господу в одно время — в 1428 году во время эпидемии чумы:

преж­де убо пре­ста­ви­ся Ан­дрей, по­том же раз­бо­ле­ся и спост­ник его Да­ни­ил, и в ко­неч­ном из­дх­но­ве­нии сый, ви­де сво­е­го спост­ни­ка Ан­дрея в мно­зе сла­ве и с ра­до­стию при­зы­ва­ю­ща его в веч­ное оно и бес­ко­неч­ное бла­жен­ство

Так записал со слов игумена Троице-Сергиевой Лавры Спиридона святой Иосиф Волоцкий. А вот еще один отрывок, показывающий, насколько погружены были иконописцы в свое послушание:

и на са­мый празд­ник Свет­ло­го Вос­кре­се­ния, на се­да­ли­щах се­дя­ща, и пред со­бою иму­ща все­чест­ныя и Бо­же­ствен­ныя ико­ны, и на тех неуклон­но зря­ща Бо­же­ствен­ныя ра­до­сти и свет­ло­сти ис­пол­ня­ху(ся); и не то что на той день та­ко тво­ря­ху, но и в про­чая дни, егда жи­во­пи­са­тель­ству не при­ле­жа­ху

Это свидетельство современников, людей, которые непосредственно наблюдали преподобных Андрея и Даниила за работой и в прочее время. В них звучит восхищение трудолюбием иконописцев, силой их духа, монашеским подвигом. 

Иконы преподобного Андрея Рублева

Работам великого русского иконописца посвящены сотни томов исследований. Искусствоведы и историки жарко спорят, какие из сохранившихся икон, фресок и миниатюр можно приписать авторству преподобного. Сомнений не вызывают лишь росписи Владимирского собора и всемирно знаменитая Троица. Заинтересовавшись этим вопросом, вы откроете для себя целый мир: исторических реалий, художественных домыслов, удивительных судеб и личностей — России XIII — XIV веков.

Канонизировали иконописца в 1988 году — на торжествах 1000-летия Крещения Руси. Замечательно, что сила, глубина, непревзойденная красота созданных им образов были по достоинству оценены и в советское время. Ученые нашли способ вывести «церковное искусство» из-под спуда атеистической цензуры, объявив его «народным», отражающим чаяния простого человека… Иконы Андрея Рублева стали поистине национальным достоянием, а Русская Православная Церковь получила еще чуть больше свободы и чуть больше надежды на возрождение.

 

 

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Собор св. Александра Невского в Твери · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru

Яндекс.Метрика